Новости Владивосток

ФАС выявила необоснованные траты и обогащение родственников мэра на развитии муниципального транспорта во Владивостоке

Администрация Владивостока создала неравные условия для перевозчиков, оплачивала из бюджета автобусы муниципальных предприятий, а зарабатывать на обслуживании MAN и Volkswagen стала фирма, владельцами которой опосредовано являются мать и брат главы города Игоря Пушкарёва. К таким выводам пришла приморская антимонопольная служба в решении, которое оказалось в распоряжении VL.ru.

УФАС занималось делом о нарушении администрацией Владивостока антимонопольного законодательства почти год. За это время ведомство изучило информацию от чиновников, прокуроров, полицейских и перевозчиков, а также при поддержке УФСБ успело нагрянуть с внеплановой проверкой в городское управление транспорта. Комиссия подтвердила в действиях властей не только многочисленные нарушения антимонопольного законодательства, но и признаки нарушения Бюджетного кодекса, Федеральных законов и Уголовного кодекса в период с октября 2008 года по март 2015 года.

Антимонопольная служба установила, что, занявшись возрождением муниципального транспорта, мэрия с 2010 года создавала условия для заключения договоров по маршрутам с нужными перевозчиками – без конкурса позволила возить пассажиров муниципальным «ВПОПАТ №1» и «ВПАТП №3», помимо требуемого числа автобусов на маршрутах установила определённые годы выпуска и класс экологической безопасности машин, до 2014 года каждые три месяца продлевала договоры на маршрутах с муниципалами и соответствующими критериям коммерсантами.

Кроме этого, из акта проверки Контрольно-счетной палаты города следует, что администрация без объявления публичной оферты и проведения торгов открывала маршруты для определённых перевозчиков: МП «ВПОПАТ №1» - №45К и №15; МП «ВПАТП №3» - №15К; ООО «ВладАвто» - №74; ООО «Этикет-ДВ» - №44Д; ООО «Раннер» - №75; ООО «Ространс» - №76.

Игнорирование мэрией конкурсных процедур, поясняется в решении Приморского УФАС, подтверждается представлением городской прокуратуры, ответами нынешних чиновников и показаниями бывших работников администрации.

Хотя попытки проведения конкурса все же предпринимались «серым домом» в начале 2012 года. Согласно документации, отмечает ведомство, с победителем планировалось заключить договор на пять лет, а сам конкурс должен был проводиться по 13 лотам, каждый из которых включал в себя до семи маршрутов. Однако по решению главы города Владивостока проведение вышеуказанного конкурса было отменено. В 2014 году мэрия все-таки учредила конкурс также по лотам. Но для победы в автопарке перевозчика должно было быть от 16 до 33 автобусов. Тогда мэрия запланировала заключение договора с победителем лишь на год.

«Исходя из принципов разумности и экономической целесообразности при осуществлении гражданских прав, Комиссия приходит к выводу о создании для участников условий, потенциально ограничивающих небольшим компаниям возможность принять участие в проводимом конкурсе, так как, наращивая количество и при этом приобретая более свежие марки автобусов, небольшие компании, как правило, используют заемные средства, а окупить приобретенный автобус с учетом понесенных издержек по кредиту за один год невозможно», - поясняется в решении антимонопольщиков.

Такой вывод сделала комиссия УФАС по ПК после изучения расчетов от самой же мэрии, которая обозначила сроком окупаемости приобретенных MAN более 9 лет, а также после ухода с рынка пассажирских перевозок небольших компаний. Сократив срок действия договора до одного года, отмечается в документе, администрация Владивостока устранила возможность обновления перевозчиками автопарка.

В то же время муниципальные предприятия не испытывали трудностей с новым транспортом, стало известно при рассмотрении дела. После того как 30 автобусов КАВЗ 4239 отечественного производства, купленные за 91,5 млн из горбюджета зарекомендовали себя не с лучшей стороны, администрация Владивостока стала прицениваться к германским MAN. Несмотря на то, что в Приморье у компании отсутствовал официальный дилер.

В итоге ООО «МАН Автомобили Россия» и МПВ «ВПОПАТ №1» все же заключили договор купли-продажи на покупку 50 автобусов MAN А78 Lion’s City LE на сумму 11 млн евро. В декабре 2011 года муниципальный перевозчик должен был заплатить за них 190,6 млн. рублей. Так как у «ВПОПАТ №1» отсутствовали денежные средства, администрация города увеличила уставной капитал предприятия на 51 млн., однако денег не хватило - изготовитель отправил только часть автобусов.

Это обстоятельство, по мнению комиссии, стало причиной отмены градоначальником конкурса на перевозки пассажиров в 2012 году: «Установленные в документации критерии позволяли МПВ “ВПОПАТ №1” получить наивысшую оценку по лоту, однако требование по минимальному количеству автобусов в составе лота не позволяло участвовать в торгах».

Для выполнения обязательств по поставленным автобусам и внесения авансового платежа за оставшиеся «серый дом» позже увеличил уставной капитал «ВПОПАТ №1» еще на 181 млн. рублей. А перевозчик в свою очередь взял кредит на 217 млн. с муниципальной гарантией от мэрии. Все поступившие MAN оказались в хозяйственном ведении «ВПОПАТ №1». В решении краевого УФАС отмечается, что мэрия, помимо дотаций, выплатила за МПВ и долг по кредиту. Согласно отчёту контрольно-счетной палаты города, банку ушло 68 млн. рублей без соглашения с антимонопольщиками.

Аналогичные действия администрация осуществляла для приобретения 100 «фольксвагенов» марки Луидор-22370D, выявила ФАС, за 2013 год мэрия увеличила уставной капитал муниципального предприятия «ВПАТП №3» почти на 135 млн. рублей. Автобусы также передали в хозведение предприятие, а оно отдало половину из них в аренду «ВПОПАТ №1».

«Помимо увеличения уставного капитала муниципальным предприятиям и предоставления банковской гарантии администрацией города Владивостока выделялись также субсидии на возмещение части затрат, связанных с оказанием услуг по перевозке пассажиров и багажа городским автомобильным транспортом», - добавляется в решении антимонопольной службы. Все потому, что муниципалы являлись передовиками в обновлении парка и соответствовали официальным требованиям властей.

Кроме прочего ведомство заподозрило главу города в получении экономической выгоды от возрождения муниципального автобусного парка. Дело в том, что после массовой закупки пассажирского транспорта у MAN и Volkswagen в Приморье появился диллер - ООО «Флагман-Авто» - зарегистрированный по адресу фактического расположения «ВПОПАТ №1». При рассмотрении дела установлено, что совладельцами фирмы являются мать и родной брат Игоря Пушкарёва. Согласно документации, с 2013 по 2014 годы «Флагман-Авто» оказал услуги МП «ВПАТП-3» на 3,4 млн., а МПВ «ВПОПАТ-1» на 48 млн. рублей. Причем, ФАС разглядело в этом следы антиконкурентного соглашения, функции координации в котором выполняла администрация Владивостока.

По итогам рассмотрения дела антимонопольная служба края решила выдать мэрии предписание о прекращении ограничивающего конкуренцию соглашения и передала материалы для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении. В своем решении ведомство добавляет, что копии документов будут направлены в правоохранительные органы для принятия мер реагирования.

Загружаем комментарии...

Полная версия сайта