Новости Владивосток

Траулер «Дальний Восток» потерпел крушение из-за халатности — эксперты

Моряки с многолетним опытом поделились с VL.ru своей версией затопления траулера «Дальний Восток». Со 2 апреля, когда утонул БАТМ, появилось много домыслов о том, что стало причиной трагедии: удар дрейфующей льдины, чрезмерный перегруз судна или даже столкновение с неопознанной подлодкой. Эксперты предполагают - крушение могло произойти из-за халатности, совокупности ошибок и несоблюдения правил безопасности мореплавания.

Одна из основных версий крушения сейчас - вылов рыбы при отсутствии достаточного балласта. Судно дало крен и, зачерпнув воду, затонуло за 15 минут, сообщил VL.ru матрос судна, участвовавшего в спасательной операции в районе происшествия.

«Траулер шел с критически малым запасом топлива, к нему уже направлялся бункеровщик. В нарушение всех инструкций экипаж начал вылов, не заполнив пустые междонные топливные танки забортной водой для устойчивости. Когда затянули первую "кишку" (заполненный рыбой трал — прим VL.ru), траулер дал крен на борт порядка 30°. Несмотря на опасный наклон, команда продолжила выборку второго трала. Центр тяжести судна сместился, и оно опрокинулось на борт. Морская вода заполнила внутренние помещения».

Собеседник добавил, что в районе кораблекрушения наблюдалась спокойная погодная обстановка. В море не было дрейфующих льдин, которые могли бы представлять опасность для траулера ледового класса. Высота волны на момент происшествия была около полутора метров.

Мастер добычи на траулере того же класса, что и «Дальний Восток», дополнил - как такового перегруза на погибшем траулере в момент крушения не было. По имеющимся данным, загрузка не превышала 1100 тонн, с учетом двух тралов улова она увеличилась до 1300. При нормальной загрузке балласта, по словам собеседника, можно было без последствий поднять на борт еще как минимум 200 тонн.

«На аналогичном БАТМ - "сестре" "Дальнего Востока" - мы поднимали 1500 тонн. Но мы были хорошо забункерованы: минимум, до которого опускалось топливо, - 200 тонн. Дальше капитан запрещал вылов - избегал вероятного ЧП. Почему топливо? Дело в том, что на этих БАТМ нет отдельных балластных танков. Только топливно-балластные. Есть инструкция, по которой при малом остатке по топливу и плохой остойчивости забортной водой заполняются топливные танки. Но это очень неудобно - вода смешивается с мазутом и просто так за борт ее уже не выльешь. И стармех обычно до последнего уговаривает капитана не заливать - ему потом танки от воды и соли чистить. Видимо, уговорил. Без приказа капитана решения о вылове в таких условиях не принимаются».

Работник компании, осуществлявшей бункеровку в районе промысла, сообщил VL.ru, что 31 марта, за два дня до трагедии, ООО "Магеллан" предлагалось топливо. Однако в компании от предложения отказались, сославшись на высокую стоимость.

Как пояснил VL.ru промысловый капитан дальнего плавания на пенсии, ветеран труда с 27-летним стажем работы в море, баки на траулерах подобного типа располагаются в разных частях и на разных уровнях по отношению к метацентру, то есть центру тяжести.

«Есть днищевые танки, есть те, которые стоят над уровнем метацентра как в задней, так и в передней части... В них всегда разный остаток по топливу. В зависимости от загрузки судна топливо перекачивается из танка в танк. Для этого ежесуточно проводится расчет остойчивости и распределяются весовые нагрузки. Если бы это было сделано, скорее всего, затопления удалось бы избежать».

Немалую роль в гибели стольких людей сыграло и превышение численности экипажа. Источник VL.ru в порту Владивостока сообщил, что часть членов экипажа находилась на судне незаконно. Спасательные шлюпки же рассчитаны всего на 110 человек. Большое количество людей и несоблюдение правил проживания в каютах могли поспособствовать затоплению судна и увеличению числа жертв.

«Когда "Дальний Восток" выходил из Владивостока, на судне было только 62 члена экипажа и четыре пассажира. Отсюда судно взяло курс на Пусан, затем направилось в Охотское море. Откуда там взялось еще столько же, я не могу сказать. Кто в этом виноват - капитан или руководство компании - пусть следователи разбирают. Но в любом случае, 132 - это много. Каюты в БАТМ не такие уж и просторные - тесно, грязно, запах соответственный. Повсюду были открыты иллюминаторы, не задраены люки. Когда судно дало крен, первая вода хлынула через иллюминаторы в заполненный людьми цех обработки».

Корреспондентам VL.ru удалось связаться с родственниками спасенной при крушении женщиной. Ей удалось выжить в первые минуты и дождаться помощи только благодаря тому, что она схватила и начала надевать гидрокостюм сразу после того, как судно накренилось.

«Она в море уже очень давно, много работала на траулерах. Поняла, что крен намного больше, чем обычно. Молодые стояли и смотрели на нее с удивлением. Вообще странно, что, когда траулер шел под воду, капитан даже не объявил ничего по громкой связи, не предупредил экипаж и не отдал никаких распоряжений. Спаслись только те, кто был рядом с плотами перед крушением и успел дотянуться до жилетов, прежде чем оказаться в воде».

Стоит отметить, что при проведении поисково-спасательной операции сотрудники МЧС и рыбаки промысловых судов, участвовавших в операции, обнаружили в акватории пустые плоты и спасательные жилеты, которыми никто не воспользовался. Сообщения об этом поступали и во время поисков в первый день, и при облете района самолетом-амфибией Бе-200.

Сейчас в Охотском море продолжаются поиски 13 человек, числящихся пропавшими без вести. Следственный комитет России возбудил уголовное дело по ч. 3 ст. 263 УК РФ (нарушение правил безопасности движения и эксплуатации водного транспорта, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц). Задержан заместитель гендиректора компании, владеющей судном - ООО «Магеллан» Александр Кудрицкий. Генеральный директор компании Егор Гащенко объявлен в розыск, у следствия есть информация, что он находится в Корее. Продолжается выяснение обстоятельств происшествия.

VL.ru благодарит читателей за справедливые замечания о неточностях в тексте. Также мы обращаемся с просьбой относиться к нашим спикерам с уважением. Обо всех спорных фактах удаления комментариев к новостям следует сообщать на почту lenta@vl.ru. Всех читаем, всем отвечаем.

Загружаем комментарии...

Полная версия сайта