Новости Владивосток

«Работаем головой»: ученые Владивостока рассказали о своей деятельности на Фестивале науки (ФОТО)

Как сделать старую судовую деталь новой, каким методом можно победить раковые клетки, что умеют роботы, чем надо питаться, как делается тест на отцовство... Обо всем этом и многом другом можно было узнать на Фестивале науки в ДВФУ. Корреспондент VL.ru спросил студентов, молодых ученых и практиков, в чем суть их работы.

Эдуард Мурсалимов, инженер, старший преподаватель кафедры оптимизации управления Инженерной школы ДВФУ:

«Наши роботы используются для научных разработок и для обучения студентов. На фестивале мы представили три телеуправляемых робота, один может работать в автономном режиме. Последний сам определяет, где находится, и выполняет поставленные задачи. Такие роботы используются на автомобильных заводах в Японии: они возят между цехами части машин. Как они применяются у нас, пока не знаю.
Роботы только на вид простенькие. Дело не в оболочке, а в программном обеспечении, системах управления. Мы занимаемся разработкой таких систем. Без них робот работать не будет. Кроме того, мы обучаем студентов программировать станки с числовым программным управлением.
Наша кафедра занимается и подводными аппаратами. Все знают, с какими успехами команда ДВФУ выступает на чемпионатах мира. Мы разрабатываем для них системы управления – здесь представлен однодвигательный комплекс. Мы управляем подводным аппаратом с помощью одного изменяющего вектор тяги двигателя. Подводные роботы нужны, например, для постройки карт дна, инспекции различных трубопроводов. С помощью специальных датчиков мы можем посмотреть, не нарушена ли герметичность, измерить целостность. Кроме того, они используются для обследования затонувших объектов».

Мария Иващенко, третьекурсница специальности «технология художественной обработки материалов»:

«Наша специальность – стык инженерного дела и творчества. Проходим физику, математику и в то же время работаем в мастерских. Я на парах в ювелирной мастерской сама изготовила латунные серьги. Делали интересные керамические панно, сейчас делаем тарелку. Для начала надо придумать идею – преподаватели помогают, если что. Вот та же тарелка – ее сперва лепишь из пластилина, потом пластилин заливаешь гипсом. Уже гипс окунаешь в глину. А потом изделие обжигаешь. Сверху покрываешь эмалью, если надо, и обжигаешь еще раз. Каждый материал сложен по-своему. Но, пожалуй, труднее всего придумать идею».

Сергей Яковенко, Олег Казарин и Андрей Королев, четверокурсники кафедры сварочного производства:

«Это – тренажер сварщика, макет оборудования ручной дуговой сварки. На пластине – след от сварки, это шов, путь наплавленного металла. По идее, он должен быть ровненьким. Мы будем инженерами-технологами сварочного производства или инженерами-конструкторами. То есть людьми, которые заведуют всеми сварочными работами на предприятии. Таком, как ДЦСС, завод «Звезда» или Объединенная судостроительная корпорация. Чем отличается университетское образование от учебы в техникуме? Мы учимся разрабатывать сварочные конструкции, а студенты средних специальных заведений – работать на этом оборудовании. Одни работают руками, вторые – головой. Мы – вторые. Хотя и за станок можем встать. Мы делаем чертежи, задаем параметры операции, знаем, как их вычислять, как изобрести оборудование. Пока, правда, нас к такой серьезной работе не допускают, да и в университете перестройка – сейчас нет аппаратуры. Но обещают, что будет…»

Мастер сварочного оборудования отдела технического обучения Центра судоремонта «Дальзавод» Олег Володин:

«Я объясняю людям, как делается напыление судовых деталей. Это нужно для ремонта, повышения  антикоррозийных свойств, их упрочнения. Напылить деталь, ремонтируя ее, экономически гораздо выгоднее и быстрее, чем изготовить новую. Или чем пользоваться старыми методами – гальванопластикой, гальваностегией и так далее. Вы не поверите – не считая подготовки, то есть токарной обработки, весь процесс восстановления небольшой детали занимает у меня не более получаса. А вообще, восстановил даже два корабельных распределительных вала. У нас на заводе, да и в Приморье, таких специалистов, к несчастью, больше нет. Я как раз собираюсь их готовить непосредственно на производстве – мы на заводе создали экспериментальный участок. Работа по большому счету дорогостоящая. В средней полосе России за напыление специалисты берут до 80 долларов за квадратный метр изделия».

Степан Вакуленко, первокурсник кафедры теоретической и экспериментальной физики:

«Мы показываем, как действуют некоторые нанотехнологии, которые получены в современном обществе. Вот проволока из нанометалла. Если мы ее деформируем, под действием тепла от огня зажигалки, например, она вернет свою форму. Дело в том, что в узлах кристаллической решетки есть атомы. Представим куб, в котором девять атомов. Мы изменили форму – молекулы сдвинулись. Но при нагревании возвращаются на свои места. Материал, из которого сделана проволока, может использоваться в авиастроении, при возведении космических кораблей. Например, надо связать трубы самолета. Мы используем этот материал, потому что он позволит получить полностью герметичную конструкцию».

Максим Горбиков, старший преподаватель кафедры транспортных машин и транспортно-технологических процессов:

«У нас будет научная лаборатория корпорации Komatsu, где студентов научат работать на тяжелой технике. Оборудование только завозится в Лабораторный корпус ДВФУ. Пока не могу сказать дату, когда откроемся. Там будут наглядные стенды, разрезные макеты устройств. И электронная начинка: можно не садиться в реальную технику, чтобы посмотреть, как она устроена электронно. Будет у нас рабочий двигатель и две машины: мини-экскаватор и мини-бульдозер. Весят они по 5,5 тонн и помещаются в небольшой ангар. Так как у нас заключен договор с фирмой «Комацу», они будут обучать своих работников, а мы – студентов».

Злата Огнева, четверокурсница направления «биология»:

«У нас есть чашка Петри, в которой растет кишечная палочка. Мы выделяем из нее ДНК, режем ее специфическими ферментами. И смотрим в агорозном геле – электрофорезе. Так мы можем узнать наличие ДНК, ее размеры, концентрацию (толстая полосочка – концентрация большая, тонкая – маленькая). Этим ферментом можно обработать любую ДНК – вашу или мою, например. И тогда мы увидим, что картина будет отличаться, хоть мы оба и относимся к одному виду – человеку. С помощью такого метода проводят тест на отцовство. У отца и ребенка картина полосочек будет сходная. Этот метод – основа молекулярной биологии».

Владислав Кузнецов, первокурсник специальности «медицинская биохимия»:

«На фестивале мы показываем, как развивался микроскопический метод: начиная с элементарных микроскопов, когда ученые ночью зажигали свечи, чтобы исследовать клетки, заканчивая современными микроскопами, которые позволяют получить увеличение в сто и больше раз. На инвертированном микроскопе (у него объективы снизу) можно видеть клеточные культуры не только в обычном свете. Можно красить их красителями, специфическими к определенным клеточным органоидам. Например, ядру или белкам. Это позволяет делать генные конструкции, за которыми можно наблюдать на микроскопе и перепрограммировать клетку. Заставить ее из раковой превратиться в обычную. Технически это сложный процесс. Начинается он с программирования гена, этим занимаются биоинформатики, которым для работы нужны только чашка кофе и компьютер. Они решают, какие гены надо поставить в плазмиду – комплекс генов. Эту модель они отдают генетикам, которые синтезируют плазмиду. А клеточные биологи и цитологии встраивают ее в клетки и смотрят под микроскопом, что нужно доработать и что получилось. Наша профессия – сплав медицины и фундаментальных биологических, химических наук. Вообще, регенеративная медицина на геномном и клеточном уровне сейчас в тренде, если можно так выразиться. Лечение таблетками и пилюлями устаревает. Считается, что именно перепрограммирование клеток не будет бороться с симптомами, а решит суть проблемы».

Ирина Супрунова, старший преподаватель кафедры биотехнологии и функционального питания, руководитель образовательной программы «Пищевая биотехнология»:

«Кафедра технологии общественного питания и кафедра биотехнологии и функционального питания представляют свои новые разработки. Во всех продуктах – только натуральные компоненты. Паштеты из куриной печени с тыквой и проростками сои, с кукумарией. Каждый продукт должен включать в себя ценные вещества. Но людям ведь нравится получать удовольствие от еды. И мы пытаемся расширить вкусовую композицию. Печень – это железо, витамин А, тыква – бетакаротин, пищевые волокна. Проросшая соя – растительный белок и витамин Е. Кукумария – белок морского происхождения. Из нее уже в 1950-х годах были изготовлены препараты, применяемые для профилактики онкологических заболеваний.
Потребители, которые заполняли дегустационные листы, остались довольны вкусом и консистенцией. Эту обратную связь мы передаем производителям, и они внедряют товар. С тремя компаниями у нас есть договоры о сотрудничестве.
Если получится построить научно-производственное объединение на острове, будем производить продукт самостоятельно, студенты будут проходить там практику.
Также мы представляли безглютеновое печенье. В основе печенья нет ни ржаной, ни пшеничной муки. Белки овса, ячменя и ржи вредны для людей с синдромом целиакии и, как показывают последние медицинские исследования, для желудочно-кишечного тракта здоровых людей.
Мы используем муку гороховую, чечевичную, амарантовую, рисовую, кукурузную, фасолевую, гречневую… Базовой берем рисовую, основной компонент которой, крахмал, является хорошим связующим элементом.
Когда подходит возраст, оказывается, что ферментная система организма уже исчерпана. А принимая в пищу натуральные продукты, можно продлить безмедикаментозный период».

Всероссийский фестиваль науки распахнул двери ДВФУ для гостей — newsvl.ru Для участников фестиваля работало множество площадок:  — newsvl.ru Кафедры университета рассказывали всем желающим о своей работе — newsvl.ru Информационные стенды добавляют наглядоности — newsvl.ru Представили свои работы студенты специальности «технология художественной обработки материалов» — newsvl.ru Ювелирные чудеса делают студенты — newsvl.ru Угощали гостей инновационными продуктами от Школы биомедицины ДВФУ — newsvl.ru Ирина Супрунова, старший преподаватель кафедры биотехнологии и функционального питания, руководитель образовательной программы «Пищевая биотехнология»: — newsvl.ru Тренажер сварщика, макет оборудования ручной дуговой сварки — newsvl.ru Поработать сварщиком могли взрослые и дети — newsvl.ru Совсем скоро в университете появится оборудованная лаборатория Komatsu — newsvl.ru Представили свои разработки и практики — newsvl.ru Особое внимание гостей привлекли роботы — newsvl.ru Особое внимание гостей привлекли роботы — newsvl.ru Особое внимание гостей привлекли роботы — newsvl.ru У другого стола объяснили тонкости проведения анализа ДНК — newsvl.ru Компьютеры, роботы, игры привлекают внимание маленьких посетителей к науке — newsvl.ru Компьютеры, роботы, игры привлекают внимание маленьких посетителей к науке — newsvl.ru Показали и как развивались микроскопы - от простых, до самых современных — newsvl.ru Посмотреть за жизнью клеток было интересно детям... — newsvl.ru ... и взрослым — newsvl.ru Студенты и преподаватели рассказывали всем гостям о тонкостях своей работы — newsvl.ru Студенты и преподаватели рассказывали всем гостям о тонкостях своей работы — newsvl.ru Студенты и преподаватели рассказывали всем гостям о тонкостях своей работы — newsvl.ru
Всероссийский фестиваль науки распахнул двери ДВФУ для гостей — newsvl.ru Для участников фестиваля работало множество площадок:  — newsvl.ru Кафедры университета рассказывали всем желающим о своей работе — newsvl.ru Информационные стенды добавляют наглядоности — newsvl.ru Представили свои работы студенты специальности «технология художественной обработки материалов» — newsvl.ru Ювелирные чудеса делают студенты — newsvl.ru Угощали гостей инновационными продуктами от Школы биомедицины ДВФУ — newsvl.ru Ирина Супрунова, старший преподаватель кафедры биотехнологии и функционального питания, руководитель образовательной программы «Пищевая биотехнология»: — newsvl.ru Тренажер сварщика, макет оборудования ручной дуговой сварки — newsvl.ru Поработать сварщиком могли взрослые и дети — newsvl.ru Совсем скоро в университете появится оборудованная лаборатория Komatsu — newsvl.ru Представили свои разработки и практики — newsvl.ru Особое внимание гостей привлекли роботы — newsvl.ru Особое внимание гостей привлекли роботы — newsvl.ru Особое внимание гостей привлекли роботы — newsvl.ru У другого стола объяснили тонкости проведения анализа ДНК — newsvl.ru Компьютеры, роботы, игры привлекают внимание маленьких посетителей к науке — newsvl.ru Компьютеры, роботы, игры привлекают внимание маленьких посетителей к науке — newsvl.ru Показали и как развивались микроскопы - от простых, до самых современных — newsvl.ru Посмотреть за жизнью клеток было интересно детям... — newsvl.ru ... и взрослым — newsvl.ru Студенты и преподаватели рассказывали всем гостям о тонкостях своей работы — newsvl.ru Студенты и преподаватели рассказывали всем гостям о тонкостях своей работы — newsvl.ru Студенты и преподаватели рассказывали всем гостям о тонкостях своей работы — newsvl.ru

Загружаем комментарии...

Полная версия сайта