Новости Владивосток

Сандра Шульберг показала жителям Владивостока фильм своего отца «Нюрнберг: его урок сегодня»

В пятницу, 1 ноября, в центре современного искусства "Заря"(проспект 100-летия, 155) состоялся последний в России премьерный показ документального фильма о Нюрнбергском процессе «Нюрнберг: его урок сегодня», созданного в 1948 году.

Его создатели уже показали восстановленный после 60 лет забвения фильм о нацистских преступлениях в Голландии, Германии, Иране, Вьетнаме, Китае, Бельгии, Японии, Аргентине, Гватемале, Мексике, Италии.

Его автор, американский режиссер и продюсер Стюарт Шульберг, не видел этот фильм на больших экранах. Документальная кинолента, снятая им и другими американскими военными кинохроникерами для показа населению Германии в рамках послевоенной программы денацификации немцев, вскоре после войны практически сгинула на полках военных кинохранилищ.

Но дочь Стюарта Шульберга, известный американский продюсер Сандра Шульберг, нашла останки киноленты и по крупицам восстановила фильм «Нюрнберг: его урок сегодня», а затем решила показать его миру.

В конце октября – начале ноября 2013 года фильм четыре раза показали в России: в Питере, Москве, Екатеринбурге и накануне отлета Сандры в США – при поддержке Генконсульства США - во Владивостоке.

После показа фильма во Владивостоке Сандра дала эксклюзивное интервью корреспонденту VL.ru.

- Как вам Россия и Владивосток?

- Я по жизни экстремалка и авантюристка. Да и по миру изрядно помоталась, поэтому мне удобно и уютно везде. У вас мне нравится, я даже осмелилась поужинать в ресторане, мы ели восхитительный плов! Мне сказали, что это еда не русская, а приезжих во Владивосток!

- Америка – тоже страна приезжих…

- О да. И наша семья – прямое этому подтверждение. Моя мама из рода первопоселенцев, прибывших на берега Америки очень давно, чуть ли не на борту «Мейфлауэра». Сто лет тому назад мой дед стоял у истоков Голливуда, по его стопам пошли многие члены семьи, я сама отдала дань семейному делу, принимала участие в «громких» кинопроектах Голливуда… Дед был влиятельным боссом, продюсировал фильмы студии «Парамаунт», в том числе картину «Крылья», завоевавшую первый «Оскар». В семье была еще одна статуэтка — у моего дяди Бада за сценарий фильма с Марлоном Брандо в главной роли.

А мой отец корнями из забитой еврейской провинции Российской империи, из Прибалтики, откуда его  предки бежали в США от казацких погромов… В Америке папа работал журналистом, в начале Второй мировой войны был призван в армию, попал в число сотрудников ОСС – отдела стратегических исследований, всю войну снимал секретные фильмы для американских разведки и разведчиков.

- Как ваш отец оказался в  Нюрнберге?

- Дядя Бад и отец летом 1945 года получили задание правительства США - найти кинодокументы, которые могли стать доказательствами обвинения на Нюрнбергском процессе. Дядя даже привозил в Нюрнберг Лени Рифеншталь, автора фашистского хита «Триумф воли». Лени должна была идентифицировать лица фашистских вожаков, потому что люди, запечатленные на ее кадрах, на суде в Нюрнберге клялись, что не имели никакого отношения к фашизму и Гитлеру, а были обычными исполнителями приказов…

Фильм о Нюрнберге был одним из многих, сделанных моим отцом, и первым его фильмом для широкой публики. Хотя эта картина была запрещена к показу в США. Мы относительно недавно нашли письмо Кеннета Ройала, который был военным министром США. В нем сказано: фильм не будет показан в Соединенных Штатах. Тому было несколько причин. Начиналась новая «холодная война», и кинодокумент, показывающий, что США и Советский Союз совсем недавно вместе сражались со злом, был совсем не к месту. Кроме того, в то время Америка делала мощные инвестиции в экономику Германии, американцы могли не понять правительство, помогающее вчерашним агрессорам. Против показа фильма выступали американские военные — им казался диким суд над людьми в форме, просто выполнявшими чьи-то приказы. Да и олигархи-евреи могли спросить: почему США вступили в войну только после нападения японцев на Перл Харбор, а не после начала массовых казней евреев.

Фильм был показан немцам, как и другой, еще раньше — тот назывался «Мельницы смерти» или "Die Todesmühlen". Кстати, немцев заставляли смотреть «Мельницы смерти», зато «Нюрнберг» был показан в обычных кинотеатрах в 1948-1949 годах. «Нюрнберг» был принят в Германии достаточно хорошо, билеты на него продавались, хотя некоторые зрители жаловались: «Как они допустили, чтобы нас судили русские, которые сами повинны в жутких преступлениях». Но находились и те, кто был потрясен фильмом и говорил: «Да, теперь мы знаем о том, что происходило, и нужно, чтобы каждый немец посмотрел этот фильм».

Фильм, сначала найденный, а потом тщательно восстановленный мною и моими единомышленниками, был показан в Нью-Йорке только в 2010 году. Имел огромный успех и широко обсуждался в прессе. Он оказался откровением для молодых американцев. Мало кто из них знает о Второй мировой войне и Дне Победы в 1945 году, о Нюрнбергском процессе. Они что-то слышали только о холокосте. Но фильм-то как раз показывает, что трагедия была намного шире. Я хотела, чтобы американский зритель узнал и понял, что отстаивал Советский Союз на том суде. Скоро выходит цифровая версия фильма, туда войдет советский фильм Романа Кармен «Суд народов», и фильм, который был показан русскими на процессе — «Зверства фашистских оккупантов на территории Советского Союза». Дядя рассказывал, что они сотрудничали с Карменом, обменивались кадрами, это, по сути, было общее дело. 

- Зачем нужен этот фильм сегодня?

— Я воссоздала картину не для того, чтобы возвратиться к теме немецкого нацизма. Это не актуально. Фильм показывает правильный судебный процесс — где есть обвинители, но есть и защитники, рассматриваются доказательства с разных сторон. Для многих было откровением, что на Нюрнбергском процессе трех человек оправдали. Это стало большим разочарованием для советских и американских обвинителей, но это показало, что судебная машина работает честно. 

Я лично считаю, что такие процессы могут быть нужны и сегодня — они показывают, что лидер государства несет персональную ответственность за все, что происходит.

Израиль придерживается этой идеи, против создания Международного суда сейчас США и Россия…

— Почему фильма нет в сети? 

— Мне кажется, важен контекст, поэтому я везде представляю его сама.

Загружаем комментарии...

Полная версия сайта