Новости Владивосток

Владивостокские подводники — о подводных камнях в деле АПЛ «Нерпа»

Представители Владивостокского морского собрания, Союза подводников Тихоокеанского Флота, Дальневосточной ассоциации морских капитанов, собравшиеся 11 мая за "круглым столом", настаивают: дело "Нерпы" должно быть расследовано заново. По их общему мнению, вина тех, кто отправляется на скамью подсудимых, - командира Дмитрия Лаврентьева и матроса Дмитрия Гробова, - не доказана. При этом список тех, к кому - по крайней мере - есть вопросы - велик. 

Напомним, 8 ноября 2008 года в ходе испытаний на атомной подводной лодке "Нерпа" произошла авария - несанкционированное срабатывание системы пожаротушения - из-за чего 20 человек умерли от асфиксии.

По мнению председателя Владивостокского морского собрания, вице-адмирала в отставке Бориса Приходько, поиск виновных в трагедии прошел по советскому сценарию: случилась авария, если командир погиб, то его объявляют героем и представляют к награде, если остался жив - становится "козлом отпущения" и идет под суд.

"Такого подхода не должно быть с позиции не только справедливости, но и безопасности, - считает Борис Приходько. - Нужно устанавливать и устранять истинные причины, например, технические недоработки".

Один из "подводных камней" в деле "Нерпы" связан с тем, что, когда произошла авария, подводная лодка была на заводских испытаниях - еще не принятая в состав ВМФ РФ. И ответственность за нее должно было нести в первую очередь руководство завода - Амурского судостроительного. А экипаж проходил дополнительное обучение. Ведь "Нерпа" - несерийный корабль, там полтора десятка принципиально новых единиц оборудования.

Матроса Дмитрия Громова обвиняют в том, что он беспричинно запустил систему пожаротушения. О несовершенстве которой представители Владивостокского морского собрания, Союза подводников Тихоокеанского Флота, Дальневосточной ассоциации морских капитанов говорят наперебой. Так, по словам Владимира Иванова, контр-адмирала в отставке, бывшего начальника технического Управления ТОФ, чтобы запустить систему пожаротушения, нужно нажать 6 клавиш в определенной последовательности. И 7-ую - "исполнение команд". За тем, что происходит на станциях в отсеках, следить с центрального пункта нельзя.

Более того - сбои в работе системы пожаротушения уже были. Например, на Северном флоте, на подводной лодке "Юрий Долгорукий". Тогда обошлось без жертв. Почему же на "Нерпе" погибли 20 человек?

Ответ на этот вопрос дает Александр Максимов, контр-адмирал в отставке, бывший начальник химической службы ТОФ. По его словам, если бы система была заправлена фреоном, как положено, у людей было бы несколько минут на то, чтобы воспользоваться индивидуальными дыхательными аппаратами и покинуть отсек. Но система была заправлена смесью фреона (34%) и тетрахлорэтилена (66%). Вдохнув, люди сразу же потеряли сознание.

С Александром Максимовым согласен Яков Агапов - полковник медицинской службы запаса. Он же объясняет, как получилось, что вместо фреона была смесь фреона с тетрахлорэтиленом. Точнее - просто называет примерную "цену вопроса". По его данным, смесь фреона с тетрахлорэтиленом дешевле фреона на 5,5 миллионов рублей. Речь идет о том объеме, который пошел на заправку системы пожаротушения АПЛ "Нерпа". Какая цепочка была от главного поставщика до подводной лодки и куда именно делось две трети - еще надо установить.

По словам Бориса Приходько, с рассуждениями владивостокских подводников согласны их коллеги из Санкт-Петербурга и работники Амурского судостроительного завода. Есть открытое письмо последних, в котором говорится, что, по их мнению, действия командира "Нерпы" Дмитрия Лаврентьева и всего экипажа подводной лодки были грамотными и помогли не допустить большего количества жертв аварии.

Загружаем комментарии...

Полная версия сайта