Новости Владивосток

Эксперты: Русский мост способен выдержать землетрясение до 8,1 балла

Серия мощных землетрясений, которые продолжают сотрясать Японию, вызывает повышенный интерес и к уровню сейсмоопасности российского Дальнего Востока. Особое внимание привлекают уникальные объекты, которые строятся во Владивостоке в преддверии Саммита АТЭС-2012. Насколько адаптированы их конструктивные решения к эксплуатации в сложных условиях? Эти вопросы пресс-службе УСК "Мост" комментируют специалисты.

Сергей Бахтин, профессор Сибирского государственного университета путей сообщения, декан факультета «Мосты и тоннели»:

Работа над проектом моста на остров Русский потребовала проведения комплекса специальных исследований и изысканий, в целом конструкция неоднократно просчитана и выверена, ее испытания проведены в Центральном аэрогидродинамическом институте (ЦАГИ) и в Дании. Изучены все факторы, способные повлиять на нормальное функционирование моста как объекта транспортной инфраструктуры – ветровая и волновая нагрузка, специфика грунтов, особенности мореплавания в данном проливе, и, конечно, сейсмические характеристики. В этом плане проект, предусматривающий нагрузку до 8,1 балла, имеет серьезнейший запас прочности – сопоставимый с требованиями строительства искусственных сооружений в той же Японии. Где эти требования, как мы знаем, предельно жестки.

Японию можно назвать лидером по новейшим сейсмическим технологиям, мосты и высотные здания здесь могут противостоять ощутимым подземным толчкам. Это, к слову, подтвердилось и во время последнего страшного землетрясения – катастрофические разрушения с многочисленными человеческими жертвами в основном вызваны ударом по побережью страны цунами…

И если проводить аналогии, то в первую очередь с «Русским мостом» сопоставим «Акаси Кайкё», который соединяет город Кобе с островом Авадзи. Это самый большой висячий мост в мире, его центральный пролет имеет длину 1991 м, а высота пилонов составляет 298 м. Так вот, мост «Акаси» знаменит еще и тем, что выдержал страшное землетрясение, которое произошло в Кобе в 1995 году, причем – и это самое примечательное – на стадии незавершенного строительства! То есть, когда конструкция еще не работает в полную силу. И, тем не менее, мост устоял. Если говорить о его конструктивных особенностях, здесь имеется система двухшарнирных балок жесткости, позволяющая выдерживать скорости ветра до 80 м/с, сейсмическую активность до 8,5 баллов и противостоять сильным морским течениям. Для уменьшения действующих на мост нагрузок здесь также используются опорные части маятникового типа. Целый комплекс антисейсмических устройств нового поколения учитывается и проектом мостового перехода через пролив Босфор Восточный.

Андрей Пышкин, генеральный директор НПЦ «Сейсмозащита», город Владивосток:

Проект мостового перехода на остров Русский предусматривает максимальную сейсмозащиту. То есть, все сделано для того, чтобы уникальное сооружение осталось устойчивым к любым воздействиям – будь то ураган, цунами или землетрясение. Все конструктивные решения максимально адаптированы к эксплуатации в сложных условиях Приморья.

Другое дело, что в целом проблема сейсмозащиты перед Владивостоком стоит довольно остро. Подавляющее большинство зданий в городе строилось из расчета устойчивости при землетрясении в 6 баллов, хотя его территория находится в зоне, подверженной 7-балльным толчкам. Если сделать экскурс в историю, то при начале массового строительства Владивостока в 1960-м году балльность здесь была занижена, чтобы удешевить строительные расходы. Принципиально уровень сейсмозащиты выдержан для относительно небольшого круга зданий и наиболее ответственных сооружений. Что же касается жилого фонда города, то он в основном соответствует 5-балльной устойчивости, поскольку надо принять во внимание довольно высокий физический износ многих зданий и расположение большого количества домов на склонах сопок.

Отдельные территории города, с «жидкими» почвами, значительными уклонами, требуют от зданий и сооружений 8-балльной устойчивости. Не говорю в данном случае об уровне городских коммуникаций – именно линии коммуникаций оказались уязвимы даже в Японии. Думаю, сегодня в столице Приморья необходима разработка мер современной сейсмической защиты, учитывая, что широких обследований технического состояния жилого фонда во Владивостоке не проводилось 20 лет.

Алексей Баранов, директор филиала ОАО «УСК МОСТ» во Владивостоке:

– Мосты требуют к себе особого внимания, тем более – мост на остров Русский в силу его уникальных инженерных характеристик, требований безопасности и эксплуатационной надежности. При реализации проекта был учтен ряд серьезных факторов, продиктованных и условиями судоходства, и сложнейшими геологическими, климатическими и сейсмичными условиями региона. Весь комплекс этих факторов учитывается проектом моста, при возведении которого применяются самые передовые инженерные и технические решения. Это и использование бетона определенного класса, и высокоточная сборка конструкций, и особая технология сооружения вантовой системы.

Вся конструктивная система моста через Босфор Восточный рассчитывалась с учетом сейсмичности 8,1 баллов, включая конструкции, сложное армирование и геометрические параметры. Проект учитывает применение целого комплекса антисейсмических устройств, которые защитят конструкции моста от возможных землетрясений. Это и специальные деформационные швы, выдерживающие большие продольные перемещения пролетного строения, опорные части маятникового типа, обеспечивающие сейсмоизоляцию пролета, резинометаллические опорные части со свинцовым сердечником, способные рассеивать энергию при больших перемещениях. Сложная система современных демпфирующих устройств обеспечивает безопасность моста на остров Русский.

Специалистов компании «УСК МОСТ» связывают деловые и дружеские отношения с коллегами из японских корпораций Tokyo Rope MFG и Мitsui & Co. Ltd. Мы все искренне сопереживаем и соболезнуем народу Японии, который с присущей ему силой духа стойко и мужественно переносит эту страшную трагедию.

Загружаем комментарии...

Полная версия сайта