Новости Владивосток

«Строить — не ломать»: как мэры Владивостока меняли облик города

«Мы строили-строили и, наконец, построили!». Вслед за известным лопоухим героем под этими словами может подписаться любой житель Владивостока. Ведь только за последние двадцать лет город у моря изменился если не радикально, то очень и очень сильно. И повлиял на это не один лишь саммит АТЭС. Не все эти перемены горожанам по вкусу, но «наше дело — сторона»: выбрать мэра, а тот пускай себе строит. Именно с тем, кто, как и что нам строил, решил разобраться обозреватель VL.ru Вилитари Филатов.

Наверное, не нужно уточнять, что идеальных мэров в природе не встречается. Во Владивостоке - городе, отличающемся крайней политизированностью и непростыми отношениями местных, региональных и федеральных властей, их не было тем более. К каждому из градоначальников у владивостокских старожилов есть свои претензии, часто обоснованные, а часто - и надуманные. Но обозреватель VL.ru не ставил перед собой задачи сводить счеты с бывшими мэрами - только констатация фактов.

Основных «градостроителей» в редакции VL.ru насчитали ровно пять. По той причине, что, например, уважаемые (или неуважаемые — каждому свое) господа Гильгенберг или Фильков, а также вереница заместителей Владимира Николаева, по очереди сидевшая в кресле мэра после того, как он оказался в СИЗО, ничем особенным себя в историю градостроительства не вписали.

Виктор Черепков.
(годы правления: 1993—1994 и 1996—1998, дважды отстранялся от должности указом Бориса Ельцина) Морской офицер, пришедший во власть на волне громкого «дела Русского острова» и отказа подчиняться ГКЧП, Черепков до сих пор остается самым обсуждаемым мэром Владивостока.

Плюсы. Благодаря Виктору Черепкову Владивосток «обзавелся» дорожными развязками на Гоголя (т.н. «мост дружбы Тояма-Владивосток», первая очередь которой была сдана в 1998 году) и на Баляева. Был отстроен проспект Красоты (после чего под эгидой мэрии вышел аудиодиск с песнями вроде «По проспекту Черепкова я гуляю не спеша»). Появилась развязка на Харьковской. Кроме того, были построены 13 подземных пешеходных переходов.
Минусы. Известно, что во второй половине 1996 — первой половине 1998 гг. в дорожное строительство из бюджета Владивостока было инвестировано 415 млн руб., но комиссия КРУ Минфина в 1999 обнаружила общее завышение стоимости работ на 243 млн руб. Кроме того, многие из построенных Черепковым «подземок» долгие годы стояли невостребованными (из-за «странного» проектирования) и были приведены в порядок лишь в последние годы (пример — переход на остановке «Горпарк»). Эксперты от архитектуры говорят и о том, что развязку на Гоголя следовало бы построить «плоской», тем более, что ее «высотное» решение противоречило генплану города. Не может не удивлять и тот факт, что «градостроителя Черепкова» «ушли» с должности за «развал городского хозяйства».

Константин Толстошеин
(годы правления: 1994 — 1996). Исполнявший обязанности мэра Владивостока более двух лет, Толстошеин запомнился горожанам, главным образом, не градостроительством, а непростыми отношениями с энергетиками (которые, впрочем, объяснял гигантскими долгами «черепковской» администрации).

Плюсы. В 1995 году была завершена «эпохалка» - путепровод на Второй Речке. Сейчас трудно себе представить, что этот мост, уже успевший подвергнуться капитальному ремонту при Игоре Пушкареве, появился в городе лишь 16 лет назад.
Минусы. Путепровод начали строить еще в советскую эпоху — Константину Борисовичу, скорее, просто повезло, что сдача проекта пришлась на его время.

Юрий Копылов.
(годы правления: 1999 — 2004, проиграл выборы Владимиру Николаеву). Юрий Михайлович, любивший подолгу поговорить о получении мазута методом пиролиза, тем не менее, вписал в строительную летопись Владивостока немало страниц — пусть и не самым разборчивым почерком.

Плюсы. При Копылове в 1999 году был расширен выезд из города (сейчас он полностью реконструируется в рамках строек АТЭС). В августе 2002 года началось строительство дополнительной развязки Некрасовского путепровода с возведения новой эстакады протяженностью 880 м — от остановки «Некрасовская» до ТОВВМИ. Правда, финансировался проект из краевого и федерального бюджетов (700 и 300 миллионов соответственно). Тогда же, в 2002 году был произведен капитальный ремонт улицы Светланской — на него ушло 30 миллионов городских рублей. При Копылове в 2004 году снесли киоски с Торговой улицы — тогда она и начала превращаться в местный «Арбат» (сейчас, впрочем, полностью заставленный автомобилями). На центральных улицах города пешеходные тротуары (а кое-где и проезжие части) были полностью замощены брусчаткой. Были восстановлены Триумфальная арка и прилегающий к ней сквер, ныне зовущийся Адмиральским (о роли Юрия Михайловича в этом ненавязчиво свидетельствует мемориальная табличка). Площадь Семеновская в ее нынешнем виде — тоже заслуга Копылова.
Минусы.
Знаменитая брусчатка, происхождение которой молва упорно приписывала заводику сына Копылова, при малейших заморозках превращалась в каток — в результате «посещаемость» травмпунктов резко возросла. Ремонт Светланской был выполнен весьма некачественно, уже следующей администрации его пришлось переделывать. Установленные на путепроводе и в центре города елки в кадках простояли недолго, но аукаться Копылову будут до конца жизни. Знаменитая канатная дорога от ОАО «Альбатрос», которая должна была связать центр города и мыс Чуркина, может быть, и уступала строящемуся сейчас мосту в пропускаемости, но явно превосходила в экзотике: жаль, что она по сей день существует лишь на бумаге. Но самый главный провал Копылова — строительство колумбария на Лесном кладбище. Мэр самолично заключил с ООО «Сирояма» договор на 3,8 миллиона долларов без всяких конкурсов и даже экономического обоснования — и это стало началом конца его власти. Мраморный колумбарий, кстати, стоит и сейчас — только использовать его по назначению город не может.

Владимир Николаев.
(годы правления: 2004 — 2007, стал фигурантом уголовного дела). Первый мэр Владивостока, пришедший во власть из "реального" сектора экономики (а не из партийного, военного или номенклатурного кресла), Николаев преимущественно выделял землю под жилищную застройку. Однако и на его счету есть общегородские достижения.

Плюсы. В многоквартирных домах Владивостока появились стандартные стальные двери. В 2006 году видоизменилась и облагородилась Набережная.
Минусы. Именно в период правления Владимира Николаева в центре Владивостока возникла самая известная «многоярусная парковка» - офисный центр Fresh Plaza. Пожалуй, нет во Владивостоке другого здания, настолько не вписывающегося в панораму. Выделенные в его время под жилищное строительство земельные участки до сих пор вызывают немало вопросов у надзорных и силовых органов.

Игорь Пушкарев
(годы правления: 2008 — наши дни). В историю Владивостока Игорь Сергеевич войдет как «мэр саммита АТЭС». Только эта оценка — вещь обоюдоострая, и никто не гарантирует нынешнему мэру, что она будет позитивной.

Плюсы. Их много, и все они так или иначе связаны с саммитом 2012 года. Проще перечислить: две самые грандиозные стройки — мост на мыс Чуркина и мост на остров Русский. Дорога «посёлок Новый — Де-Фриз – Седанка — Патрокл». Реконструкция аэропорта. Реконструкция основного выезда из Владивостока. Реконструкция улицы Светланской (убранные трамвайные рельсы). Транспортная развязка на Окатовой. Ремонт морского фасада. Список можно продолжать... Кроме того, при Пушкареве город начал активно участвовать в программе капремонта жилья
Минусы. Очевидно, что особой заслуги непосредственно Пушкарева в этих стройках нет — практически все они продолжались бы и при любом другом мэре, потому что осуществляются преимущественно на федеральные деньги по федеральным программам под конкретный политический, экономический и имиджевый проект — саммит АТЭС. А, между тем, сроки по многим объектам затягиваются, а программа «Морской фасад» и вовсе откровенно буксует. Про обещанные перед выборами «пятьдесят детских садов», между тем, город вспоминает с тоской.

Сейчас дума Владивостока собирается изменить устав города так, чтобы должности мэра и "сити-менеджера" были разделены. Таким образом, градоначальник выполнял бы "представительские функции", а городским хозяйством занимался бы другой человек (выбираемый из числа городских же депутатов). Если эти нововведения все же пройдут через муниципальный парламент, владивостокская "эволюция" преподнесет нам еще немало интересного. Сейчас же хочется надеяться, что невеселая судьба предыдущих мэров ныне действующего не постигнет, и он отбудет на посту всё положенное законом время, доведя интенсивно строящийся город до саммита АТЭС.

Вилитари Филатов

Загружаем комментарии...

Полная версия сайта