Новости Владивосток

Иван Шепета: без литературы нам Россию не спасти!

Опытный управленец уникального для России предприятия. Поэт, пишущий для «Литературки». Руководитель, по долгу службы овладевший "великим и могучим". Лирик, упорно делающий Владивостоку "прививки словесности": альманах "Рубеж", фестиваль "Берега"... Где они могут встретиться — разве что случайно, на улице, на бегу. VL.ru беседует с Иваном Шепетой, человеком, соединяющим в себе и эти, и многие иные ипостаси.

Справка. Иван Шепета — член совета директоров Приморского горно-обогатительного комбината. Одновременно - автор четырёх сборников стихов: «Заповедник» (1990), «Суровые стансы» (2005), «Фотограф бабочек» (2008), «Все слова на А» (2009). Постоянный автор газеты «Литературная Россия», журнала «Дальний Восток», альманаха «Рубеж». Член Союза российский писателей и член дальневосточного отделения Русского ПЕН-центра.

- Иван Иванович, так чем же вызван ваш приход в литературу?
- Я бы разделил вопрос на два. Первый - в том смысле, когда начал писать. А второй - о приходе в Литературу с большой буквы. Если в первом смысле ответ простой - в детстве, когда в пятом классе получил домашнее задание попытаться написать былину. И чётко можно назвать причину - зависть. Позавидовал славе классиков. Наверное, захотелось, чтобы обо мне впоследствии тоже говорили на уроках литературы, а девочка, не оценившая меня, горько пожалела о том, что не оценила. А если серьёзно, то я в самом начале пути. У меня есть, что сказать миру, я прожил жизнь, как оказалось, полную приключений, нешуточных конфликтов и разочарований романтика. У всякого поэта - свой пафос. Мой пафос - разочарования (не отчаянья - как у Высоцкого, а именно разочарования, тихой грусти и трезвых оценок). Скажете, банальщина? Надсоновщина? Э-э, это как посмотреть! Сулили-то нам с детства коммунизм и всё всем - по потребностям, сроки называли, а дали - афганскую войну, раздел страны, экономический хаос, а теперь вот - нищенскую пенсию. Так что грусть-тоска имеют гражданский подтекст, следовательно - тема. Однако я неисправимый идеалист и не собираюсь отказываться от идей.

- Можете ли вы назвать себя состоявшимся в поэзии - и почему не проза?
- У всякого пишущего человека лучшая книга всегда - впереди. Я не исключение. Определённое признание я всё-таки получил, но назвать себя состоявшимся поэтом я бы не рискнул. И вот почему. Я сталкиваюсь с тем, что идущее следом поколение поэтов просто с землёй меня ровняет в литературной полемике. Интернет даёт возможность узнать, что о тебе думают другие. Помоями иной раз так поливают!.. Но от этого, как овощ, только растёшь лучше. Стимулирует. Что касается прозы, то у меня банально не было на неё ни времени, ни сил душевных. В прозе я не связан, как в поэзии, школой, долгим ученичеством, и собираюсь быть революционером. Долгие и нудные описания, характерные для прошлых веков, современный человек с его клиповым сознанием не в состоянии читать. Времени всё меньше, поэтому - никакого фэнтези, только нон-фикшн. Жёсткий реализм, даже документалистика.

- Известно ваше участие в организации поэтических фестивалей «Берега», поддержка издательства «Рубеж», некоммерческий выпуск книг отдельных поэтов… Кто вы: поэт-меценат или меценат-поэт? Зачем это нужно вообще: для себя или для взращивания «культурного слоя»?
- У России катастрофически мало для великой страны достижений в области материальной культуры. А вот в художественной области - мы впереди планеты всей. Особенно в области художественного слова. Мы даже японские хокку и то умудряемся писать глубже и эмоциональней родоначальников. И что предлагаете? Похерить всё, что имеем? Или дать возможность как-то продержаться тем, кто волею судеб вовлечён в Слово. Я не поддерживаю всех подряд. Скорее - в исключительных случаях. Ведь я не богат. А теперь ещё и пенсионер.

- Верно ли, что в провинции нельзя состояться в качестве знаменитости? Считаете ли Дальний Восток провинцией в отношении культуры?
- А то как же - провинция в худшем смысле этого слова! И ДВО РАН самый зелёный, и толстый журнал "Дальний Восток" - самый серый, и балета нет. Но есть альманах "Рубеж" - по признанию многих московских писателей, лучший в стране. Я это к тому, что теоретически можно и в провинции стать знаменитым. Стал же Фёдор Конюхов. А вот в литературе эпоха пророков закончилась. Известным в своей области стать можно, но на знаменитость это по-любому не тянет. Хоть на голову встань.

- Гражданственность в художественном творчестве - оправдана ли она? Может, гораздо эффективнее проецировать свою позицию через партийность или публицистику?
- В советское время, когда литературу призывали быть действенной (писать о стройках и молотьбе, как говорил В. Соколов), я так писал:

«Призыв к гражданственности
хмуро
воспринимаю,
я - иной:
я помню, как литература
гражданской кончилась войной».

Безусловно, самые любимые поэты нашей страны - патриоты. И я тоже патриот - куда ж от любви к родине деться? Однако я не могу мириться с тем, что не даёт нашей стране развиваться. Прежде всего, это очередное предательство элиты. Все сошли с ума! Безоглядное обогащение привело к византийской коррупции, беззаконию. Причём, глядя на элиту, воруют все, вплоть до последнего работяги. Отсутствие общих идеалов губит нашу страну, мне страшно за детей и внуков. И Владимир Путин, к сожалению, не тот лидер, который нужен этой стране. Стране нужны перемены. С помощью какой партии можно провести реформы? «Единой России»? Или КПРФ? Не смешите! Сначала нужно понять, какие перемены нам нужны.

И здесь без литературы не обойтись! И без публицистики. А поэты у нас традиционно и за философов, и за публицистов. И мне кажется, что труба зовёт. Одним словом, мы накануне перемен. Причём, радикальных. С одной стороны я сам от них устал, а с другой стороны, "так дальше жить нельзя".

- А как же жить можно?
- Дикий капитализм - это тупик. И не ясно это только капиталистам. Поэтому они всерьёз обсуждали 60-часовую рабочую неделю. Вместо того, чтобы модернизировать производство, увеличивая производительность труда за счёт автоматизации процессов.

Одна из бед капитала состоит в том, что он не имеет национальности. И народ великой культуры, "лесов, полей и рек, где так вольно дышит человек" часто оказывается заложником каких-то раскосых нуворишей с нашими и американскими дензнаками за пазухой. И дело доходит до абсурда, когда на нашей земле наши люди работают на иностранцев за еду и дозу.

- Итоги 55 лет и итоги творческой жизни: соприкасаются ли они?
- Пожалуй, что почти нет. Занятия поэзией, если они серьёзны, - один из способов "сохранить душу" наряду с религией. А реальная жизнь часто просто аморальна. Она требует то прогибаться под сильных мира сего, то способности доминировать над другими. И то и другое для меня неприемлемо.

Загружаем комментарии...

Полная версия сайта