Новости Владивосток

Зеркала Бохай — отражение великой цивилизации на земле Приморья (ФОТО)

Зеркало сейчас – привычный предмет. Его можно найти и в сумочке каждой девушки. А в былые времена зеркало было предметом роскоши, который позволить мог себе не каждый. Зеркала, представляющие собой не функциональное наполнение косметички, а шикарное украшение, хранятся в фондах Музея археологии и этнологии Института истории, археологии и этнографии ДВО РАН. О них в нашей рубрике «Назад в будущее» корреспонденту VL.ru Наталье Фирциковой рассказал главный хранитель музея, Игорь Колзунов.

Сейчас люди знают, что были в Приморье древние государства, с развитой культурой. И много древностей лежит в земле нашей, а эти красивые вещи пользуются спросом на антикварном рынке. Пожалуйста, пошёл на городище, перекопал, нашёл пару бронзовых безделушек, дорого продал – бизнес! Получается, что люди собственными руками уничтожают историю, лишают учёных возможности изучить её. К сожалению, со стороны государства защита памятников формальна. Фактически её нет.

А так ли просто приехать на городище?

Те, кто хочет что-то найти, прекрасно знают и где находятся городища, и что там можно найти. Это всё – не засекреченная информация. Музеи, литература, написанная учёными: всё это есть. И всё это изучается нечистыми на руку людьми с единственной целью – получить наводку на памятники археологии.

Но вернёмся к зеркалам…

По соседству с государством Бохай жили племена киданей, которые в какой-то момент окрепли и начали завоёвывать близлежащие земли – королевство Бохай и северные провинции Китая. Эти племена, будучи кочевниками по своей культуре, не в состоянии были управлять хозяйством на столь огромной территории, а потому, разорив, оставили их и увели большинство трудоспособных пленных бохайцев с собой, оставив приморские земли пустовать. По прошествии примерно 200 лет на месте государства Бохай возникло чжурчжэньское государство Цзинь. Так же, как и бохайцы, чжурчжэни достаточно динамично развивались. Высокого уровня у чжурчжэней достигла чёрная металлургия, они делали прекрасное оружие, с помощью которого в своё время они завоевали половину Китая. Коль скоро их уровень жизни был высоким, они имели возможность уделять время искусствам, и помимо прочего развивали ювелирное ремесло. У населения было время, чтобы производить украшения, и были деньги, чтобы их покупать.

Мода на бронзовые зеркала пришла из Китая, где они были в обиходе уже много веков подряд. Естественно, состоятельные чжурчжэни хотели иметь такие же дорогие и указывающие на высокий статус их владельца украшения. Зеркало имело утилитарную функцию. Представляло оно собой отполированный с одной стороны диск посеребрённой бронзы, в которую смотрелись. Для нас, однако, наибольший интерес представляет тыльная сторона зеркал, украшенная.

Чем украшалась тыльная сторона?

Есть зеркала, которые копируют очень древние рисунки, вплоть до тех орнаментов, которые были на китайских зеркалах, отлитых ещё до нашей эры. На некоторых зеркалах рисунок расплывчатый, поскольку чжурчжэньские мастера брали оригинальное зеркало, делали с него глиняный оттиск, а в этой форме делали отливку. В следующий раз мастер, в руки которого попадала эта отливка, снова оттискивал слепок и делал новое зеркало. В результате многократного повторения рисунок, естественно, становился всё менее и менее чётким.

Эти рисунки были символичны?

Да. Например, в экспозиции много зеркал, украшенных парным изображением рыб. Рыба символизирует пожелание большого потомства и богатства. Кроме того, существовало огромное количество китайских мифов, изображение героев которых часто украшало зеркала. Например, у нас есть зеркало, переданное в музей профессором Бродянским, подробно описанное и интерпретированное им, где изображены персонажи, так называемых, лунарных мифов – мифов о луне. Лунный заяц, который толчёт эликсир бессмертия. Сказочное дерево, которое являлось не только символом долголетия, но и сырьём для приготовления эликсира долголетия. Лунное божество. Дровосек, который за свои прегрешения был сослан рубить это странное дерево, а оно бесконечно вырастало вновь. Эти персонажи собраны на одном зеркале, не смотря на то, что они не являются персонажами одного конкретного мифа.

От чего зависел размер зеркала?

Размер был прямо пропорционален стоимости. Кто богаче, у того и зеркало больше. Вот зеркало внушительных размеров, которое насыщенно символами долголетия. Можно немного пофантазировать и представить, что такое зеркало родственники преподносят в подарок главе семьи, патриарху на его столетний юбилей. Ещё одно из крупных зеркал имеет свадебную символику.

Расскажите про квадратное зеркало.

Это зеркало более позднего времени. Но интересно главным образом не то, что оно квадратное, а то, что оно отличается по цвету от остальных зеркал. Это не серебро, как думают многие. В Приморье в бронзовом веке (конец 2-го тысячелетия до нашей эры) было очень мало бронзовых орудий по той причине, что здесь нет медных месторождений. В период средневековья, к XII веку был разработан оригинальный сплав: этом зеркале присутствует и железо, и цинк, и свинец, и олово, и другие металлы, и очень мало меди, потому и цвет иной. Это так называемая, белая бронза, изобретённая местными металлургами. Чжурчжэни отливали из «белой бронзы» и свою собственную монету – с девизом правления чжурчжэньского императора. Сплав выдержал проверку временем, чжурчжэньские монеты, найденные при раскопках, не имеют явных следов коррозии, в отличие от китайских монет, изготовленных из обычной бронзы, которые зачастую очень плохо сохраняются.

Сколько зеркал представлено в вашей коллекции?

Порядка полусотни.

Когда производились эти зеркала?

Эти зеркала, в большинстве своём производились в империи Цзинь в конце XII – начале XIII вв. Зеркала с ручками – более поздние, тоже цзиньские. Классические зеркала круглой формы – более ранние. Редкие экземпляры попадали в край с торговыми караванами, шедшими из стран Среднего и Ближнего Востока.

Что ещё интересного можно сказать о зеркалах?

Ряд зеркал имеют надписи. Например, «Мастер взял бронзу и отлил зеркало, светлое, как луна. При помощи этого зеркала можно приводить в порядок себя, свою одежду, и свой головной убор». Есть надписи, гравированные по бортику зеркал. Откуда появились эти надписи? Чжурчжэни завоевали часть китайских земель, а чтоб приостановить эти завоевания, китайский император откупался всем, чем только возможно, в том числе и звонкой монетой. Денег стало так много, что они стали обесцениваться. Население очень быстро смекнуло, что если взять равное по весу будущему зеркалу количество бронзы (в виде монет), переплавить их и отлить зеркало, то его можно будет продать подороже. Государственные чиновники быстро осознали, что следует бороться с этой нестабильностью объёма денежной массы, и ввели обязательную регистрацию для зеркал. Человек, который желал отлить зеркало должен был явиться, так скажем, в управление, заявить о своём намерении отлить зеркало и продемонстрировать материал (лом отслуживших своё бронзовых изделий). После того, как зеркало будет готово, необходимо было прийти в то же управление и отчитаться, при этом зеркало взвешивали, а по бортику зеркала наносилась гравировка, где указывалось, в какой местности оно было отлито и зарегистрировано. Это – настоящий подарок современным учёным, поэтому с профессиональных позиций бывает жаль, когда такие ценные реликвии оседают в частных коллекциях, будучи не доступны для изучения и демонстрации в музеях. Благодаря этим надписям мы частично можем реконструировать административную систему государства чжурчжэней. И ещё один важный момент – эти надписи выполнены как китайскими иероглифами, так и чжурчжэньскими знаками, поскольку чжурчжэнями была разработана своя собственная письменность, что само по себе – свидетельство высочайшей культуры. Двуязычие надписей объясняется тем, что вторым государственным языком империи Цзинь был китайский для того, чтобы подданные-китайцы могли их прочесть.

А есть ли именные зеркала?

Таковых встречено не было. Но, например, можно обратить внимание на зеркало со свастиками. Во-первых, сама по себе свастика свидетельствует о приверженности к буддийскому культу. Во-вторых, в центре этого зеркала, рядом с держателем, в красивую рамочку помещён иероглиф «гуань» - чиновник. В средневековой культуре Дальнего Востока знак профессиональной принадлежности владельцем мог использоваться вместо фамилии.

Могут ли наши читатели посмотреть на эти зеркала своими глазами?

У нас в штате два человека – я и заведующий. Естественно, у нас много работы, поэтому мы физически не можем принимать поток посетителей. Но по предварительной записи по телефону мы проводим организованные экскурсии, преимущественно для образовательных учреждений и представителей науки. Приобщению широкой публики к древней истории Приморья в значительной степени способствовали прошедшие ранее выставки коллекций из собрания нашего Музея археологии и этнологии Института истории – в выставочных залах Краевого Музея им. В. К. Арсеньева.
Зеркала Бохай — отражение великой цивилизации на земле Приморья — newsvl.ru Зеркала Бохай — отражение великой цивилизации на земле Приморья — newsvl.ru Зеркала Бохай — отражение великой цивилизации на земле Приморья — newsvl.ru Зеркала Бохай — отражение великой цивилизации на земле Приморья — newsvl.ru Зеркала Бохай — отражение великой цивилизации на земле Приморья — newsvl.ru Зеркала Бохай — отражение великой цивилизации на земле Приморья — newsvl.ru Зеркала Бохай — отражение великой цивилизации на земле Приморья — newsvl.ru Зеркала Бохай — отражение великой цивилизации на земле Приморья — newsvl.ru Зеркала Бохай — отражение великой цивилизации на земле Приморья — newsvl.ru Зеркала Бохай — отражение великой цивилизации на земле Приморья — newsvl.ru Зеркала Бохай — отражение великой цивилизации на земле Приморья — newsvl.ru Зеркала Бохай — отражение великой цивилизации на земле Приморья — newsvl.ru Зеркала Бохай — отражение великой цивилизации на земле Приморья — newsvl.ru Зеркала Бохай — отражение великой цивилизации на земле Приморья — newsvl.ru Зеркала Бохай — отражение великой цивилизации на земле Приморья — newsvl.ru Зеркала Бохай — отражение великой цивилизации на земле Приморья — newsvl.ru Зеркала Бохай — отражение великой цивилизации на земле Приморья — newsvl.ru
Зеркала Бохай — отражение великой цивилизации на земле Приморья — newsvl.ru Зеркала Бохай — отражение великой цивилизации на земле Приморья — newsvl.ru Зеркала Бохай — отражение великой цивилизации на земле Приморья — newsvl.ru Зеркала Бохай — отражение великой цивилизации на земле Приморья — newsvl.ru Зеркала Бохай — отражение великой цивилизации на земле Приморья — newsvl.ru Зеркала Бохай — отражение великой цивилизации на земле Приморья — newsvl.ru Зеркала Бохай — отражение великой цивилизации на земле Приморья — newsvl.ru Зеркала Бохай — отражение великой цивилизации на земле Приморья — newsvl.ru Зеркала Бохай — отражение великой цивилизации на земле Приморья — newsvl.ru Зеркала Бохай — отражение великой цивилизации на земле Приморья — newsvl.ru Зеркала Бохай — отражение великой цивилизации на земле Приморья — newsvl.ru Зеркала Бохай — отражение великой цивилизации на земле Приморья — newsvl.ru Зеркала Бохай — отражение великой цивилизации на земле Приморья — newsvl.ru Зеркала Бохай — отражение великой цивилизации на земле Приморья — newsvl.ru Зеркала Бохай — отражение великой цивилизации на земле Приморья — newsvl.ru Зеркала Бохай — отражение великой цивилизации на земле Приморья — newsvl.ru Зеркала Бохай — отражение великой цивилизации на земле Приморья — newsvl.ru

Загружаем комментарии...

Полная версия сайта