Новости Владивосток

Освобожденный из ледового плена «Профессор Кизeветтер» вернулся во Владивосток

Судно ТИНРО-Центра «Профессор Кизеветтер», освобожденное недавно из ледового плена, вернулось во Владивосток. Как сообщили VL.ru в отделе морских экспедиций ТИНРО-центра, 12 января в 17 часов "Профессор Кизeветтер" вошел в акваторию рыбного порта, а около 21 часа ошвартовался у родного причала.

Научно-исследовательское судно «Профессор Кизеветтер» работало в Охотском море на сельдевой путине. На борту находились 48 членов экипажа, среди них научная группа, собирающая биостатистические данные. После заполнения небольших трюмов НИСа было принято решение отгрузить имеющуюся на борту продукцию на транспортное судно.

Согласно действующему законодательству, отгрузка выловленной продукции проводилась за пределами территориальных вод, а так как в непосредственном районе промысла были сложные погодные условия, отгрузка происходила в Сахалинском заливе.

Залив был покрыт мелким молодым дрейфующим мелкобитым льдом, что снижало ветровое волнение, а от зыби открытого моря акватория была прикрыта полуостровом Шмидта.

НИС «Профессор Кизеветтер» подошел 25 декабря для отгрузки к транспортному рефрижератору «Берег Надежды», которое с целью создания возможности проведения перегруза с двух бортов находилось западнее других транспортных судов. Погодные условия на тот момент складывались неблагоприятные - сильный ветер не прекращался в течение недели.

После успешной отгрузки и оформления документов «Профессор Кизеветтер» начал отходить от рефрижератора, но почти сразу застрял во льду. Причиной стало стремительное повышение сплоченности льда, достигшей 9-10 балов. Исходя из комментариев специалистов, с 3-й декады декабря преимущественно до 1-й декады января основные очаги холода располагались над районом Северного Приморья, Татарским проливом и северо-западной частью Охотского моря, обуславливая активное выхолаживание суши морской поверхности северо-западного сектора Охотского моря и северной части Татарского пролива. Площадь распространения ледяного покрытия, в частности, в северо-западной части Охотского мор не превышала среднемноголетнего значения. Но район к югу от Шантар и Сахалинский залив, с глубинами примерно до 20-30 метров был закрыт 10 бальным по плотности припаем. Северная половина Сахалинского залива и далее район к северу до широты 55º30´ была покрыта подвижными льдами от 4-6 до 7-8 балов. В последние дни декабря прижимное влияние преобладающих северных и северо-восточных ветровых переносов штормовых скоростей, вызвало значительное сокращение площади ледяного покрова в районе и уплотнение ледяного покрова до 9-10 балов.

Необычайная сплоченность льда стала неожиданностью не только для экипажа судна «Профессора Кизеветтера», но и для ТР «Берег Надежды» и плавбазы «Содружество». Попытки последней прийти на выручку НИСу предпринимались в течение двух дней, но так и не увенчались успехом. Было принято решение обратиться за помощью к компаниям-владельцам ледоколов, способных пробиться через 2-3 мильную ледяную перемычку.

Для освобождения судов были направлены линейный ледокол «Адмирал Макаров» и транспортный ледокол «Магадан». Последний не смог пробиться к суднам, а ледоколу «Адмиралу Макарову» пришлось подходить кормовой частью к судам. «Профессора Кизеветтера» ввиду его расположения, меньших габаритов и риска его серьезного повреждения в случае уплотнения льдов начали вывозить первым. После перехода через наиболее сложные ледяные участки, «Профессора Кизеветтера» повел «Магадан».

За время простоя на судне происходило никаких инцидентов, члены экипажа, будучи уже опытными моряками, чей коллектив сложился за долгие годы плаваний, были спокойны, запасов топлива и других материалов было достаточно.

За всю историю ТИНРО это первый случай попадания судна в ледяную ловушку. Экспедиции проводились и в более холодных водах в арктических и антарктических морях, однако обострившееся климатические условия позволяют назвать ситуацию форс-мажорной. Для выяснения деталей будет работать специальная комиссия.

Гидрологические исследования данного района не позволяют пока однозначно говорить о официальном создании ограничений по срокам и запрете на присутствие на его территории судов. ТИНРО-Центр достаточно давно занимается изучением гидрологии и климата Охотского моря, в том числе и Сахалинского залива, но регулярные прогнозы делаются не ежедневно ввиду различных технических и других причин, а опертивное обеспечение информацией очень желательно для перемещения промысловых и транспортных судов.

Несмотря на сложность и необычность ситуации и нерабочие дни, успешно сработали службы Росрыболовства, Минтранспорта, Дальневосточного морского пароходства и экипажей ледоколов. Дирекция и коллектив ФГУП «ТИНРО-Центра» за проявленный профессионализм и мужество в работе благодарят всех участвовавших в освобождении судна из ледового плена.

Загружаем комментарии...

Полная версия сайта