Новости Владивосток

К Будде — по сопкам: «наш» Алмазный Путь начинается на Фуникулере

Если в один прекрасный день вы захотите просветления и решите сделать первые шаги в буддизме Алмазного Пути - приготовьтесь к тому, что для начала вам придется преодолеть путь вполне земной: по одной из крутых владивостокских сопок. Именно там, на вершине, обдуваемой всеми морскими ветрами, во владивостокском центре Карма Кагью корреспондент VL.ru встретился с учениками, пожалуй, самого известного западного странствующего Ламы Оле Нидала, чтобы поговорить о буддизме, исламе, России и русских, и, конечно, о самом Ламе.

Справка.
Елена Леонтьева - сотрудник Института Востоковедения РАН, главный редактор журнала Буддизм.РУ. Приняла Прибежище у Ламы Оле Нидала в 1992, учит с 1998. Читала лекции в Польше, Венгрии, Израиле, Норвегии, Швеции, Финляндии, Германии, Голландии, Бельгии, Франции, Англии, Дании, Белоруссии, Украине, на Кубе.

Руслан Федоров - руководитель буддийского центра Алмазного Пути школы Карма Кагью.

- Лама Оле Нидал и Россия, похоже, связаны уже неразрывно...
Елена:
- В России Ламой Оле от имени и по поручению Его Святейшества Шестнадцатого Кармапы Рангджунг Ригпе Дордже открыто 75 центров Алмазного Пути, всего же в мире — более 600. При этом в России их больше, чем в Америке, но примерно столько же, как и в Польше, хотя Польша, вы знаете, по сравнению с Россией маленькая страна. Достаточно много центров в Чехии, вообще в Восточной Европе. В Латинской Америке не охвачено всего несколько стран — например, нет центров в Парагвае. Зато есть на Кубе, где я была не так давно — там в центре человек тридцать, и все они, как и мы тут, очень хорошие друзья.

- А как началось знакомство Ламы с нашим "городом у моря"?
Елена:
- Впервые Лама Оле побывал во Владивостоке в 92-м году — буквально через день после того, как Владивосток стал открытым городом. К тому моменту он давно мечтал проехать по Транссибу, и так совпало, что почти в каждом крупном городе его ждали. И когда Лама добрался до Приморского края, Владивосток уже можно было посещать всем желающим — так что он стал одним из первых гостей свободного города. С тех пор Лама обязательно посещает ваш город раз в год.

- А это как-то связано с особенностями нашего города? Или все российские города удостаиваются такой чести?
- Нет, Лама обязательно посещает не так много городов — это Москва, Петербург, Иркутск, Новосибирск, Улан-Удэ (столица российского буддизма), Элиста и Владивосток. Он любит ваш город, здесь очень хороший центр — наверное, поэтому.

- Выходит, что Лама Оле постоянно в разъездах?
- Да, он практически нигде не задерживается дольше, чем на два дня. Исключения очень редки — скажем, на несколько месяцев в одном городе его заставила остаться только травма: Лама Оле любит быструю езду на мотоциклах и прыжки с парашютом, и во время неудачного прыжка он сильно разбился. А так каждый Новый год он встречает в новом городе, вся его жизнь — это путешествия, ведь только в России у него более двух тысяч учеников.

- Руслан, расскажите подробнее об истории нашего - то есть вашего - центра?
Руслан:
- Наш центр мы начали строить в 95-м году, но три года не могли получить нужные документы, и поэтому всё это время он находился в стадии залитого фундамента. Зато в 98-м году, когда разрешения удалось собрать, дело пошло гораздо быстрее. За эти годы нам, конечно, никто не помогал — всё, что вы видите, мы построили своими руками. Сейчас можно сказать, что в основном центр готов — осталось только в гомпе (зал для общей медитации — прим. автора) поставить большую статую Будды.

- Сейчас в самом центре и вокруг него поблизости живут 12 человек, при этом в самом центре — три пары. Когда у нас проходят вечерние медитации, то собирается обычно человек тридцать. Когда приезжают учителя с лекциями, приходит человек семьдесят. Ну а сейчас на встречу с Ламой Оле Нидалом приехали 340 человек — в основном, из Украины и Европы. Есть тут у нас и сорок вьетнамцев, для них буддизм здесь, во Владивостоке — это, скорее, не поиск себя, а нечто вроде ниточки, связывающей с домом. У них задача такая — сделать подношение Будде, чтобы весь год бизнес был удачным.

- Знакомясь с азами буддизма Алмазного Пути, я отметил для себя, что это - «религия опыта, а не религия веры». Как вы считаете, для России и для русских, взрослевших в культуре, испытывающей многовековое влияние «религии веры» - православия — подходит религия опыта? То есть, говоря иначе, русские люди привыкли верить, а им говорят, что надо переживать самостоятельно, постигать всё своим умом...
Елена:
- Несмотря на то, что влияние православия на русских действительно очень велико, я бы сказала, что в наших людях до сих пор очень много языческого, того, что напрямую противоречит христианству, только мы это не всегда замечаем. Так что называть Россию однозначно православной страной было бы ошибкой. Когда у людей появляется возможность выбирать, всегда оказывается, что есть те, кому не подходят ни православие, ни ислам, ни что-то еще — только буддизм. Просто раньше у тех, кто предпочитает вере возможность эмпирически, то есть опытным путем, открыть для себя какие-то истины, может быть, не было такого шанса заявить об этом. Другое дело, что мы всегда будем в меньшинстве.

- Значит ли это, что ваш буддизм — это некий элитаризм?
- Если понимать под «элитаризмом» религию меньшинства, то... Знаете, буддисты не считают себя особенными из-за своих убеждений.

- В отличие от многих атеистов, которым почему-то кажется, что они выгодно отличаются от «верующих» уже потому, что не верят в Бога — это каким-то образом «поднимает» их в собственных глазах, делая образованнее и культурнее. Но, если уж мы заговорили об элитах, то вот интересный момент — в нашей элите сейчас очень модно православие...
- Я думаю, что если вдруг однажды буддизм станет конъюнктурной религией, то и среди наших политиков очень модно будет слыть буддистом.

- А сейчас вам известен хоть один российский политик-буддист?
- Ни одного. Я думаю, что сочетать основополагающие буддистские принципы с политической карьерой в России очень сложно.

- По правде говоря, мне тоже на ум приходит только Кирсан Илюмжинов — тот самый, который ФИДЕ возглавляет и с пришельцами общается. Но он, помимо политики, еще и активно занимается бизнесом, причем во всех интервью говорит, что буддизм ему в этом только помогает. В связи с этим вопрос: буддизм и бизнес в России — именно реальной, такой, какой мы ее видим - совместимы?
Елена:
- Вполне! Буддистский бизнесмен не станет перешагивать через трупы. Сейчас среди нас есть парень из Бурятии, Андрей, он как раз очень успешно занимается бизнесом и регулярно помогает строительству центров Алмазного Пути крупными суммами — ему буддизм очень способствует в карьере.

Руслан:
- Буддисты действуют из принципа мотивации «во благо всех» - и бизнесмены не исключение.

- Мне доводилось читать весьма критические высказывания Ламы Оле Нидала об исламе..
Елена:
- Следует понимать, что когда он говорит об исламе, то критикует, разумеется, не саму религию, а ее фанатичных последователей, которые — будем откровенны — действительно представляют для нас угрозу — вспомните взрывы в метро или 11 сентября. И если обратиться к мировой истории, то можно вспомнить немало моментов, когда в ключевые моменты именно мусульмане развязывали войны. Хотя тут, конечно, до Сталина и Гитлера им далеко...

- Тут не могут не вспомниться слова одного православного проповедника о том, что русскому православию сегодня нужны свои «шахиды» - люди, готовые пожертвовать всем ради православной идеи, православной культуры. А российскому буддизму сегодня нужны свои «шахиды», чтобы утвердиться в России?
Елена:
- Никогда. Если православный священник может всерьез произнести такое, то дело, видимо, в том, что его пастве нужно было это услышать. Но буддизм насильно насаждать невозможно, «огнем и мечом» в буддисты не приведешь. Мы далеки от власти и политики, поэтому у нас нет борьбы за место в какой-то иерархии. В тех конфессиях, которые приближены к власти, такая борьба бывает очень жестокой. К тому же, нас, к счастью, никто не притесняет и за место под солнцем мы не боремся. В России представлены несколько школ тибетского буддизма, но мы весьма мало контактируем даже между собой, а давления извне вообще не оказывается. Мне просто очень хотелось бы, чтобы буддистов становилось больше, потому что я знаю, насколько это делает жизнь легче.

Руслан:
- Как говорит Лама Оле, в любой религии есть 90% людей, которым нужно просто верить, а решения принимают 10 оставшихся процентов. Настоящий буддизм начинается тогда, когда человек понимает, что здесь и сейчас он сам отвечает за то, что с ним происходит. Ведь принцип причинно-следственной связи никто не отменял.

Беседовал Вилитари Филатов

Руслан Федоров — newsvl.ru Елена Леонтьева с супругом — newsvl.ru
Руслан Федоров — newsvl.ru Елена Леонтьева с супругом — newsvl.ru
Пришлите свою новость
Полная версия сайта