Новости Владивосток

Владивосток увидел новый фильм Алексея Балабанова: прекрасное жестоко

Совсем не много времени осталось до всероссийской премьеры фильма Алексея Балабанова "Кочегар" - прокатчики пытаются преподнести его нам как "тринадцатый фильм, выходящий тринадцатого числа" и тем самым тонко намекнуть на его невеселое содержание. На самом-то деле, и фильм этот у Балабанова не тринадцатый, как ни считай, и в прокате он с 14 октября (во всяком случае, во Владивостоке), но это досадные мелочи. Корреспондент VL.ru побывал на предпремьерном показе "Кочегара" в кинотеатре "Уссури" и лично убедился в том, что к балабановскому кино любые производные от слова "счастье" не применимы в принципе.

Сюжет "Кочегара" до премьеры пересказывать бессмысленно - сценарии к своим фильмам Алексей Октябринович обычно пишет сам и относится к этому занятию не менее ответственно, нежели к самой съемке. Сюжет есть, он прост и незамысловат - как пуля, выпущенная из снайперской винтовки, и логики в нем не больше и не меньше, чем во всем том десятилетии, где намертво застряли герои фильма и которое по дикому недоразумению продолжает у нас зваться "лихими девяностыми". Девяностые Балабанова не лихие - они мертвые, как и вымороженный февральский Петербург, который не отогреть никакому кочегару.

Кино Балабанова - оно как кубик Рубика: можно долго вертеть его в руках, но каждый в итоге получит что-то свое. Одни обнаружат, что это "еще одно кино про братков". Другим "Кочегар" покажется чуть ли не бенефисом актера Михаила Скрябина, от искренности и уместности которого в кадре просто зашкаливает все датчики. Третьим фильм предстанет притчей о том, что на войну всегда можно уйти, но по-настоящему вернуться с нее не получится ни у кого. Четвертые решат, что "Кочегар" - страшная сказка про женскую дружбу, которой - и Балабанов, похоже, в этом ничуть не сомневается - просто не бывает в природе, как, кстати, и мужской - предают все, всех и всегда. Пятые... говорить об этом кино можно долго, но, чтобы не плясать про архитектуру, VL.ru просто рекомендует сходить на "Кочегара" тем, кто пережил девяностые и помнит, чего это ему стоило. Только не стоит ждать от фильма "приятного времяпрепровождения" - смотреть "Кочегара" тяжело, трудно, а временами почти физически больно. Режиссер это прекрасно знает и, похоже, другой реакции и не ждет - как говорили у нас во дворе, "за яд не благодарят".

P.S. Особого упоминания заслуживает талант Балабанова подбирать к своим фильмам саундтреки. Звучащая в подпольном "казино" песня Черного Лукича и истерящий в финале Глеб Самойлов из "Агаты Кристи" - это еще цветочки. А вот преследующий зрителя все восемьдесят пять минут экранного времени "инструментал" Дидюли под конец уже совершенно не отделим от сожженных в кочегарке трупов и простреленных глазниц, которых в фильме с избытком - да так, что приобретает масштабы апокалиптического фолка от каких-нибудь Current 93, не меньше.

Загружаем комментарии...

Полная версия сайта