Новости Владивосток

Режиссер Виталий Манский: опыт общения с Далай-ламой — бесценен

В пятницу, 16 октября, в кинопрокат Владивостока, в кинотеатре New Wave Cinema, выходит лента режиссера Виталия Манского "Рассвет/Закат". Поклонникам отечественного документального кино этого мастера представлять не нужно. Виталий Манский - один из лучших российских документалистов, собравший впечатляющую коллекцию кинопризов разных кинофестивалей, был он и на недавних наших "Меридианах Тихого". Однако выдвижение "Рассвета/Заката" на "Оскар" - впервые в истории российского "док. фильма" - стало сюрпризом и для самого режиссера. Корреспондент VL.ru связался с Виталием Манским по телефону, чтобы узнать из первых уст, каково это - сделать фильм о Далай-ламе.

- Виталий Всеволодович, скажите честно, какие чувства вас посетили первыми после того, как вы узнали, что ваш фильм о буддийском лидере выдвинут на "Оскар"?
- Честно говоря, для меня это было удивительным. Я думал, что выдвигать претендентов на эту награду может только "оскаровский" комитет в России, но оказалось, что факта проката в Америке уже достаточно. Там есть Американская ассоциация документалистов, которая просматривает за год громадное количество фильмов, и из них выбирает двадцать лучших.

Но, буду откровенным, это выдвижение далеко от того, что я думаю. Меня больше волнуют мои родные и близкие, документалистский фестиваль, который я организую... А "Оскар" - это из разряда "Есть ли жизнь на Марсе?" - приятно, но не более того. К тому же, надо понимать, что выдвижение - это еще не номинация. Шот-лист номинантов будет составлен в ноябре.

- Расскажите о том, как вам работалось рядом с Далай-ламой - воплощением непогрешимости и истины для миллионов людей по всему миру.
- Работа с Далай-ламой - это для меня беспрецедентный факт съемок в жизненном масштабе, если вы понимаете, о чем я. Давайте на секунду допустим, что мой фильм получил "Оскара" - и меня спрашивают: что важнее, эта награда или возможность снять фильм об этом человеке? И я увереннно отвечу: возможность получить этот бесценный опыт гораздо важнее.

- А что из себя представляет ваш фестиваль документальных фильмов "Артдокфест"?
- Когда я делаю свой фестиваль, я это делаю для того, чтобы подставить плечо хорошим новым фильмам. Мы сознательно пишем в программе фестиваля, во всех пригласительных, во всех статьях - это лучшие за год документальные фильмы. В России их умеют снимать, будут снимать, наша задача - показывать их зрителю.

- Совсем недавно вы были во Владивостоке, сейчас зрители нашего города увидят ваш фильм... скажите, а какое самое сильное впечатление осталось у вас от города у Японского моря?
- Самым потрясающим впечатлением для меня стала история Элеоноры Прэй, которая жила у вас когда-то в начале XX века и каждый день писала письма на родину, в Америку. Я побывал в доме, где она жила, на выставке в музее, купил книгу. Это куда более сильное впечатление, чем даже морская прогулка по Амурскому заливу.

- А наш кинофестиваль, "Меридианы Тихого" - он не оставил таких сильных впечатлений?
- Фестиваль удивил, причем в хорошем смысле слова. Это фестиваль настоящий, он по многим параметрам выше ММКФ, это большое везение для Владивостока - принимать его у себя. Но мне показалось, что площадок для него мало, город недостаточно интегрирован в это событие. Мне кажется, что программа "Меридианов Тихого" настолько сильная, что людей надо провоцировать на просмотр, вовлекать в кино. Ведь в обычное время у вас - да и у нас, везде - идут в кино "Самые лучшие фильмы", а по факту они - самые худшие.

"Далай-Лама: Рассвет/Закат". Первая часть 50 минуты. Одни сутки, проведенные в резиденции Далай-ламы от начала его рабочего дня — в три часа ночи, до заката, когда Далай-лама ложится спать. В этот условный или, правильнее сказать, собирательный день, съемочная группа фиксировала утренние занятия фитнессом, прогулки но аллеям резиденции, молитвы и медитации. Затем аудиенции, встречи с прессой, паломниками. В этот день проходили учения для буддистов России и Монголии. И в конце дня, по возвращении в личные покои, состоялась абсолютно неформальная беседа о сути мироздания и месте человека и религии в современном обществе. Так же были сняты и совершенно неожиданные моменты, которые, безусловно, обогатят образ Далай-ламы в глазах заинтересованного зрителя.

Вторая часть — 22 минуты — являет собой путевые заметки о возвращении из Индии через Китай в Россию. По ходу путешествия авторы возвращаются к вечернему разговору с Далай-Ламой, состоявшемуся накануне отъезда. Удивительным образом тема разговора о перенаселение мира, расслоение общества, путях избежания мировых конфликтов получали яркие и убедительные визуальные подтверждения.

За помощь в организации интервью с кинорежиссером Виталием Манским VL.ru благодарит киноцентр NewWave Cinema.

Загружаем комментарии...

Полная версия сайта