Новости Владивосток

Власти, работодатели и ректоры Приморья вместе ищут способы трудоустройства выпускников

Под эгидой ЗакСа Приморья на базе ВГУЭС состоялся «круглый стол» по проблемам взаимодействия профессиональных образовательных учреждений и работодателей по подготовке и трудоустройству специалистов.

Открывая заседание, спикер Виктор Горчаков отметил, что 21 мая в России - День защиты от безработицы. Проведение «круглого стола» с заявленной тематикой в этот день очень символично, поскольку главная цель его проведения - защитить молодежь от такого социального зла, как безработица.

В работе заседания приняли участие депутаты, чиновники, ректоры и директора учреждений высшего, среднего и начального профессионального образования края, кадровых агентств, руководители предприятий, компаний, региональных профессиональных объединений.

В эти дни полным ходом идут экзамены, и выпускники думают не только над сложными заданиями, но и над тем, где они завтра будут работать. А реалии школы жизни более чем суровы: каждый десятый выпускник высшего профессионального образования 2008 года не смог трудоустроиться. В числе официально зарегистрированных безработных 12 653 человека в возрасте до 29 лет.

В своем выступлении Виктор Горчаков обратил внимание присутствующих на широкий спектр проблем, которые не способствуют обеспечению взаимодействия учреждений профессионального образования и работодателей. С одной стороны, это проблемы подготовки действительно профессиональных специалистов, соответствующих современным требованиям рынка труда, а с другой – проблемы их дальнейшего трудоустройства. Идет резкое сокращение приёма на обучение техническим специальностям учреждениями среднего и высшего профессионального образования. Так, если в 1990 году приём на технические специальности по образовательным учреждениям среднего и высшего профессионального образования в среднем составлял около половины от общего приёма в вузы, то уже в 2000 году он сократился почти вдвое и составил 29 процентов.

Сейчас лидерами по набору являются экономические и гуманитарно-социальные специальности, выпуск по которым превышает 40% от общего числа выпускников. Рынок перенасыщен этими специалистами. По прогнозам Министерства образования, в 2015 году на работу по специальности не смогут устроиться почти 70% экономистов. В то же время, в современных условиях ощущается острая нехватка специалистов технических специальностей.

Современное состояние рынка труда не выделяет молодых специалистов в особую, как это было раньше, категорию, а использует зачастую в качестве дешёвой рабочей силы на низкоквалифицированных должностях. Вследствие этого закрепление молодых специалистов на предприятиях не превышает 45 процентов для выпускников образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования.

«Молодые специалисты не востребованы не потому, что их много, - считает заместитель председателя комитета Сергей Софин, - а потому, что у нас предприятий не так много! Существует еще проблема создания социальных гарантий для выпускников - как на Федеральном, так и на региональном уровнях».

«Если раньше выпускник знал, что его где-то ждут, он был обеспечен жильем, ему была гарантирована зарплата, то сейчас этого нет, - говорит заместитель председателя комитета Эдуард Алексеев, - нам предстоит серьезно поработать над предоставлением выпускнику, в первую очередь в сельскохозяйственном районе, гарантий».

«Выпускник должен учиться так, чтобы быть победителем олимпиад, получать Почетные грамоты, - и таких любое хорошее предприятие обязательно возьмет, - говорит заместитель председателя комитета Валентина Каткова, - конечно, таких немного. Но и других выпускников тоже нужно трудоустраивать, а значит, надо поддерживать предприятия, на которые они идут, - законодательно, льготами, финансами».

Депутат Виктор Корочин обозначил другую проблему, в частности, он привлек внимание к системе подготовки рабочих специальностей в СПТУ:

- В Хабаровске образовательные учреждения соглашаются на то, что специалист два месяца сначала готовится на предприятии, получая навыки, затем на десять дней приезжает, проходит курс теоретической подготовки, сдает экзамены и получает документы. У нас по-другому: надо четыре месяца учиться в учебном заведении, причем, материальная база там, как правило, оставляет желать лучшего. Для предприятия, которое, скажем, после Армии хочет подготовить из ребят бульдозеристов, экскаваторщиков, интереснее первый вариант, да и самим рабочим трудно оторваться от семьи на долгий срок. Поэтому, я считаю, надо искать новые формы сотрудничества с предприятиями, чтобы они были взаимовыгодными.

В ходе круглого стола депутаты выслушали целый ряд предложений по совершенствованию законодательной базы края, которые поступили от участников совещания. В их числе: определение потребности работодателя в квалифицированных кадрах и размещение заказа на их подготовку, учитывая перспективу развития отрасли; предоставление мест на предприятиях работодателя для проведения учебных и производственных практик студентов; участие работодателя в разработке содержания программ образования, в том числе специализации; предоставление возможности стажировки преподавателям специальных дисциплин на предприятиях; участие в укреплении материально-технической базы образовательных учреждений. Для реализации указанных положений необходима выработка соответствующей нормативной законодательной базы, стимулирующей работодателя на эту работу в условиях рыночной экономики, возможно на основе некоторых налоговых льгот и преференций.

По итогам заседания решено поручить комитету по социальной политике и защите прав граждан разработать проект краевого закона «О внесении изменений в Закон Приморского края «О начальном профессиональном образовании и профессиональной подготовке в Приморском крае», предусматривающий партнерство в сфере начального профессионального образования с учетом потребностей отраслей экономики и работодателей.
Полная версия сайта