Новости Владивосток

Глава приморского УФАС: литр бензина в России может стоить и 10 рублей

Глава приморского управления Федеральной антимонопольной службы России Владимир Таланцев встретился с журналистами Владивостока, чтобы объяснить, почему нефть дешевеет, а бензин - нет.

Встречу Владимир Иванович начал с того, что и так всем приморским автомобилистам хорошо известно - напомнил, что ситуация с топливом сложная и напряженная. Приморская ФАС проводит еженедельный мониторинг цен на топливо на заправках двух крупнейших операторов - "Приморнефтепродукта" и "РН-Востокнефтепродукта", а также других, не таких крупных продавцов. Эти данные идут не только в центр, но и на стол к губернатору Приморья - власти следят за положением дел на топливном рынке. По словам Таланцева, мнение о том, что в Приморье бензин чуть ли не самый дорогой в России, далеко от истины.

Так, по данным приморского УФАС, на 1 декабря средняя цена литра АИ-92 в Приморье - 25,03 рублей, в соседнем Хабаровском крае - 25,41 рублей, в Амурской области - 25,50 рублей, а в Забайкальском крае - 26,43 рублей. При этом в Приморье нет своих нефтеперерабатывающих заводов, весьма недешевая электроэнергия, транспортные расходы тоже влетают в копеечку. Как рассказал Владимир Таланцев, его коллега из Хабаровского края недоумевает: почему в Приморье нет нефтезавода, а бензин дешевле? "Спроси у своих заводчиков и перепродавцов", - отвечает ему глава приморского УФАС.

Вместе с тем, ясно, что влиять на цены антимонополисты не могут. В их полномочиях - только следить за тем, чтобы соблюдалось российское антимонопольное законодательство, присутствовала здоровая конкуренция. Так, по словам Таланцева, ценового сговора между двумя бензиновыми "китами" Приморья нет, сеть автозаправок "РН-Востокнефтепродукта" в крае постоянно растет, что конкуренции только на пользу.

Сейчас в Приморье цены на бензин замерли, они не падают (как было совсем недавно), но и не растут. Владимир Таланцев подтвердил, что ФАС проводит проверку, почему оптовые цены на нефть упали на 30%, а розничные - на 15%, но тут же пояснил, что в этом виновато российское законодательство, которое далеко от совершенства. Нефтяники продают сырье по текущим ценам, а налоги платят по ценам двухмесячной давности, из-за чего терпят серьезные убытки. Вместе с тем, стратегия правительства России далека от резкого снижения цен на топливо на внутреннем рынке - об этом в своем диалоге с россиянами говорил недавно премьер Владимир Путин. За счет налогов нефтяников формируется бюджет России, из них за годы, предшествующие кризису, удалось сформировать Стабфонд РФ. Парадокс в том, что при цене в 45$ за баррель нефти России выгоднее было бы покупать ее за рубежом, а не продавать, но такого - по разным причинам - не происходит. Именно из-за высоких налогов, доля которых в стоимости литра бензина доходит до 60%, цены на топливо в розницу не падают - нефть дешевеет, а налоги не снижаются.

Владимир Таланцев также высказал на этот счет свое мнение не как госслужащий, а как эксперт-экономист с многолетним стажем. По его словам, учитывая мировые тенденции, если поменять законодательство и ввести новые налоговые ставки, литр бензина в России может стоить и 10 рублей, и это не будет убыточным для нефтяников или для бюджета.

Сейчас, как известно, Россия экспортирует сырье, а не топливо, - в первую очередь, потому, что российский бензин не конкурентоспособен за границей. Если бы в стране было налажена переработка, а не добыча нефти, если бы государство ввело предельно допустимые цены на бензин на внутреннем рынке, если бы ставка НДПИ снизилась, как это давно уже обещают, но до сих пор не делают, - "десятка" за литр "горючки" была бы не сказкой, а былью.

Пришлите свою новость
Полная версия сайта