Новости Владивосток

Оживить «Щуку»: в музее «Техника XX века» во Владивостоке планируют восстановить подлодку типа «Щ» (ФОТО; ВИДЕО)

В музее «Техника XX века в Приморском крае» восстанавливают отсеки подводной лодки серии «Щ» 1934 года постройки. В начале текущего года субмарина под серийным номером 118 была просто мазутохранилищем на территории «Дальзавода» и имела все шансы стать сотней тонн металлолома. Но специалисты военно-патриотического клуба выкупили груду стали и теперь надеются восстановить один или два отсека субмарины, а остальные части продать таким же энтузиастам.

Прочный корпус подлодки типа «Щука» проекта V-бис обнаружили на «Дальзаводе» энтузиасты, и специалисты музея сразу же заинтересовались находкой. Собственно говоря, военным кораблем это назвать было сложно — корпус много лет служил мазутохранилищем. Сейчас корпус разрезан и представляет из себя полукруглые металлические пластины, сложенные друг на друга.

«Эта лодка была заложена в Ленинграде, еще с немецкими шпангоутами. До сих пор сохранились "родные" надписи, клейма завода. Дособирали субмарину у нас на "Дальзаводе", во Владивостоке, - комментирует специалист по связям с общественностью военно-патриотического клуба «Техника XX века» Юрий Морозов. - Наша задача — из бывшего мазутозранилища, а сейчас логично называть это именно так, сделать полноценный экспонат в виде одного или двух отсеков подводной лодки довоенного проекта. Таких лодок в мире, к сожалению, не осталось. Есть только макеты рубок, масштабные модели».

Заложенная в октябре 1932 года на «Балтийском заводе» в Ленинграде, подводная лодка «Щ-118» пришла на «Дальзавод» в 1933 году. 18 декабря 1934 года она вступила в строй. В Великой Отечественной войне участвовала в одном боевом походе. 18 июля 1942 года получила пробоину от взрыва на стоящей рядом «Щуке» № 138 и пошла на дно. Часть экипажа успела задраить люки в 6-м и 7-м отсеках. Когда лодку поднимали краном, пять матросов открыли люк, выпрыгнули и поплыли к берегу. Им удалось выжить, а остальные члены команды погибли после того, как лодка сорвалась и вновь пошла на дно. Субмарину поднял более мощный кран. А пятеро везучих из 7-го отсека ушли на Сталинградский фронт (матросы были приписаны к речной Днепровской флотилии, находящейся под Сталинградом). В 1940 году лодка переименована в «С-118». 17 февраля 1956 года лодка закончила свою службу.

По словам специалистов, они готовы восстановить один или два отсека. Остальные части лодки для территории музея будут просто «велики».

«Мы разослали по всей стране другим музеям предложения обменять наш корпус на другие интересные экспонаты. Но пока все говорят, что нет средств, обменного фонда, возможностей.

Пока что для всех это — фрагменты мазутохранилища. Чтобы сварить части этих элементов, требуются силы и средства, техническая информация, - говорит Юрий Морозов. - Мы только завершили перевозку будущего экспоната на нашу территорию. По сути пока мы даже не прикидывали, сколько людей, времени и денег на это потребуется».

Справка

Средние подводные лодки типа «Щ» («Щука») строились в СССР в 1930-1940 годах. Субмарины имели серии III, V, V-бис, V-бис-2, X, X-бис и были легкими, маневренными, живучими и дешевыми. Серия V-бис включала в себя 13 подводных лодок. Восемь из них служили на Тихоокеанском флоте (семь были заложены на «Дальзаводе», одна — на Хабаровском судомеханическом заводе). Каждая такая лодка могла нести шесть тонн авиационного бензина и 480 литров масла в 16-литровых бидонах, чего было достаточно для заправки трех гидросамолетов Р-6А или семи МБР-4.

ВИДЕО:

Груда металла, когда-то бывшая подводной лодкой Щ-118, свалена на территории музея — newsvl.ru Корпус много лет служил мазутохранилищем — newsvl.ru Из элементов корпуса планируется сделать экспонат музея — newsvl.ru На металле до сих пор сохранились "родные" надписи, клейма завода — newsvl.ru Задача специалистов — из бывшего мазутозранилища сделать полноценный экспонат в виде одного или двух отсеков подводной лодки — newsvl.ru По словам специалистов, они готовы восстановить один или два отсека — newsvl.ru Лодка закончила свою службу в 1956 году — newsvl.ru Сотрудники музея разослали по всей стране другим музеям предложения обменять оставшиеся детали на другие интересные экспонаты — newsvl.ru
Груда металла, когда-то бывшая подводной лодкой Щ-118, свалена на территории музея — newsvl.ru Корпус много лет служил мазутохранилищем — newsvl.ru Из элементов корпуса планируется сделать экспонат музея — newsvl.ru На металле до сих пор сохранились "родные" надписи, клейма завода — newsvl.ru Задача специалистов — из бывшего мазутозранилища сделать полноценный экспонат в виде одного или двух отсеков подводной лодки — newsvl.ru По словам специалистов, они готовы восстановить один или два отсека — newsvl.ru Лодка закончила свою службу в 1956 году — newsvl.ru Сотрудники музея разослали по всей стране другим музеям предложения обменять оставшиеся детали на другие интересные экспонаты — newsvl.ru

Загружаем комментарии...

Полная версия сайта