Новости Владивосток

«Так мы делаем наш мир светлее» — во Владивостоке завершилось празднование еврейской Хануки (ФОТО)

Владивосток — город многонациональный. И многорелигиозный. Разные традиции, разное празднование, разный взгляд на мир — все это переплетается и сосуществует в ярких праздничных красках. VL.ru решил познакомить горожан с некоторыми предновогодними религиозными праздниками и показать их очарование.

Первый материал серии мы посвятили католическому Рождеству. В этот раз пришло время поговорить об одном из самых популярных и красивых еврейских праздников — Хануке. Чтобы понять, как в этот восьмидневный праздник вспоминают чудеса приморские евреи, мы обратились к трем людям, которые имеют то или иное отношение к еврейской культуре и религии.

В честь Хануки евреи всего мира зажигают свечи и ставят на праздничные столы блюда со сладкими пончиками, поют традиционные песни и танцуют. Это один из самых веселых и светлых праздников в году. Еврейская община Владивостока официально отпраздновала Хануку 21 декабря. Тем же воскресным вечером приморскую столицу посетил раввин Цейтлин из Цфата (прим. VL.ru: Цфат – город на севере Израиля, один из четырёх священных городов для евреев, наряду с Иерусалимом, Тверией и Хевроном) – он совершает своего рода турне по Дальнему Востоку. Мероприятие посетили более ста человек. Встреча с ним прошла уже после концерта в формате живого диалога.

История и сущность Хануки

Первым спикером, от которого мы узнали всю суть и очарование Хануки, стал раввин Владивостока и Приморского края Шимон Варакин. Он отметил, что это день памяти о чуде, которое произошло в 165-м году до нашей эры: 

«Праздник Хануки связан с победой света над тьмой. Несколько тысяч лет назад, когда у евреев еще был Иерусалимский Храм, его осквернили греки. Но когда Иехуда Маккавей и его воины выиграли битву за Иерусалим и вошли в Храм – они нашли там лишь один кувшинчик освященного масла для меноры. Чтобы приготовить новое масло, требовалась целая неделя. Однако содержимое этого кувшина, которого обычно хватало лишь на сутки, горело целых восемь дней. В этом и есть чудо Хануки. В память об этом мы зажигаем свечи или оливковое масло каждый день праздника с вечера 16 декабря до 24 числа. Так как еврейские традиции предполагают лунный календарь, то новый день начинается с вечера и окончание праздника приходится на 25 декабря».

В те времена, о которых идет речь, предки современных евреев подвергались ужасным гонениям: под запретом было чтение Торы, соблюдение заповедей — нарушителей безжалостно убивали. Несмотря на изменившуюся ситуацию в мире, свет ханукальных свечей и в наше время символизирует очищение, веру в силу Бога. Менора (прим. VL.ru: золотой семисвечник) сегодня должна стоять в каждом еврейском доме и в ее зажжении должны участвовать все без исключения члены семьи.

Иерусалимский Храм, упомянутый раввином Шимоном Варакиным, до нападения греков во главе с Антиохом Епифаном, являлся центром религиозной жизни еврейского народа между десятым веком до нашей эры и первым веком нашей эры. Это сооружение было единственным разрешенным местом жертвоприношений Единому Богу и располагалось на Храмовой горе, где сегодня над землей возвышается мусульманская святыня Куббат ас-Сахра. Разрушение Иерусалима и сожжение Храма положило начало общемировому рассеянию евреев. Исходя из Талмудической традиции (прим. VL.ru: Талмуд — свод правовых и религиозно-этических положений иудаизма), осквернение Иерусалимского Храма также уничтожило все Небесные Врата. Кроме одних — Ворот Слёз, которые закрылись. А Западная стена, оставшаяся от Второго Иерусалимского Храма, в итоге получила название «Стена Плача», ведь слезы всех евреев, оплакивающих свою святыню, проливаются здесь.

История Хануки во Владивостоке

О том, как этот праздник справляли в приморской столице в 1920-х годах, VL.ru рассказал краевед Александр Кузьмин. Его личное знакомство с еврейской культурой вообще и во Владивостоке в частности началось именно с празднования Хануки: «Не могу сказать, что дни Хануки у меня отличаются от других. Для меня это просто культурная традиция, которая помогает отвлечься от всей будничной суеты. Все очень красиво и приятно».

Свое повествование Александр начал с уточнения — в двадцатые годы прошлого века во Владивостоке было очень много евреев-сионистов (прим. VL.ru: политическое движение, настаивающее на объединении и возрождении еврейского народа на его исторической родине — в Израиле). И они отмечали светлый праздник в стенах театра «Золотой Рог» (прим. VL.ru: театр носил такое название до 1932 года), зал которого в 1975 году был передан Приморской краевой филармонии.

«…Так вот, в 2008 году – я немного отклонюсь в наши дни – когда тут дирижером был уникальный музыкант Михаил Аркадьев, филармонию попросили провести концерт еврейской музыки. Слово маэстро для них было практически законом, хотя в филармонии боялись, что не будет окупаемости. Но это был аншлаг. Пришла масса людей. И не только евреи, ведь билеты всем продавали. Кроме поздравления с Ханукой на этом концерте симфонический оркестр играл музыку еврейских композиторов. Уже через несколько дней я узнал, что сионисты в 20-х годах отмечали Хануку там же. Очень символично. Ещё на стенах тогда висели украинские флаги. Почему – не знаю, правда. И был выставлен портрет Герцля - основателя сионизма. Ну а сам концерт был с политическим уклоном».

Стоит отметить, что Израиль уже давно ведет политику, близкую главному принципу сионизма. Предложения вернуться на историческую родину поступают и молодым владивостокским специалистам, которые по крови являются евреями. Об этом нам рассказала молодой врач Евгения Иосилевич. На третьем курсе медицинского она получила приглашение поехать в Израиль по образовательной программе «Таглит Тлалим» для студентов-медиков, нацеленной на репатриацию. После окончания университета и поступления в ординатуру, Евгения все же согласилась участвовать в программе:

«Я знала, что у меня в роду были евреи по папиной линии. Мой дедушка. Для поездки мне нужно было доказать свои еврейские корни. Я это сделала и государство Израиля полностью оплатило мне перелет из Владивостока до Москвы и потом до Тель-Авива. Это была 10-дневная поездка. В группе у нас было 18 человек. Нам показали весь Израиль, кроме Эйлата, потому что это курорт. В Иерусалиме нас водили только по иудейским районам. Я не могу сказать, что я сильно прониклась, но некоторые моменты культуры мне очень близки. Мне предложили уехать туда навсегда. Также по программе для врачей. Надо сказать, я серьезно задумалась об этом в прошлом году. Тем более, гражданство Израиля дает безвизовый въезд в 91 страну мира».

Ханукия и порядок зажжения свечей

Ханукальный светильник — ханукию, ставят слева от двери, напротив мезузы (прим. VL.ru: Мезуза – знак еврейского дома, содержащий отрывки из Торы. Сакральный манускрипт, небольшой свиток из кожи ритуально чистого (кошерного) животного, прикрепляемый к внешнему косяку двери). Зажжение ханукии – главный обряд праздника Хануки. Перед зажиганием каждой свечи глава семьи произносит благословение от имени всех членов семьи.

Ханукальные свечи зажигают от «шамаша» (прим. VL.ru: центральная свеча, девятая. Зажигается во все дни Хануки перед остальными свечами). Ее держат в правой руке и произносят два благословения. Первую свечу ставят с правой стороны светильника. Это делается с заходом солнца. Последующие свечи зажигаются слева направо. Свечи должны гореть не менее получаса. И пока они горят — не следует работать. Также желательно находиться недалеко от ханукии. В каждый последующий вечер праздника зажигают на одну свечу больше, так что на восьмой день горят уже восемь свечей. Общее их число, используемое на Хануку — 44.

Еда и развлечения на Хануку

«Главное — еда должна быть с маслом. Часто готовят картофельные оладьи. Те, кто на диете, могут поесть салат с маслом, и это тоже будет соблюдением традиций. Ну и, конечно, пончики — это символ Хануки», - рассказал о традиционной праздничной снеди раввин Шимон Варакин.

В память о восьмидневном чуде горения масла в Храме, на светлый праздник принято готовить блюда на масле. В зависимости от общины, это могут быть пончики, блины, оладьи, драники (латкес). Последние подаются с яблочным соусом, сметаной и посыпанные зеленым луком. Персидские евреи готовят сладости в форме улитки, а греческие – пекут медовые пончики, которые, по некоторым слухам, больше всего напоминают вкусом те, что вкушали Маккавеи. Также на Хануку зачастую подают запеченную курицу, кугель (прим.VL.ru: нечто среднее между запеканкой и пудингом. Традиционное еврейское блюдо, часто подаваемое в Шаббат. Может быть приготовлено из различных продуктов) и салат.

Не обходится стол на Хануку и без сыров – в память о подвиге еврейской вдовы Юдифи, которая спасла свой родной город Ветилую от нашествия ассирийцев. Юдифь, накормив солеными сырами Олоферна, осаждавшего город со своей армией, вынудила его тем самым выпить много вина. Как только военачальник уснул, иудейская девушка отрубила ему голову его же мечом, обратив тем самым ассирийцев в бегство. Сырные десерты – это способ отдать дань этой легенде. Также на десерт делают маленькие сладкие пышки.

Самым распространенным развлечением на Хануку является игра в дрейдл (севивон) – специальный четырехгранный волчок, с которым балуются дети. Обычно игра идет на орешки или конфеты, поэтому так важно поставить для гостей много закусок – игроки не должны съесть все свои призы до окончания игры.

Отношение евреев к Новому году

Общепринятый в России Новый год евреи не справляют. Начало года — Рош-ха-Шана, еврейский народ справляет в сентябре, по своему летоисчислению. В этом году отметили 5775-й.

«Официально стандартный для всего мира Новый год не является религиозным или культурным праздником для евреев. Но так как мы живем в России… Лично я этот праздник называю финансовым Новым годом. Тем более, даже если человек интересуется культурной традицией евреев, и при этом всю жизнь прожил в России, он не может отказаться от праздника, к которому он привык. Ведь два основных праздника для русскоязычного человека – это Новый год и День рождения. Другое дело, как эти люди отмечают Новый год: накрывают ли стол и едят ли мандарины – это уже другой вопрос. Я помню о том, что этот день важен. Но для меня он обычный. Я не справляю, стол мы не накрываем. Елка вообще табу по иудейскому закону. Если сейчас ее установка – культурная традиция, но изначально это связано с идолопоклонничеством», - рассказал Шимон Варакин.

Ели, как священному дереву, стали поклоняться еще жители древней Германии. В Древней Греции она была деревом надежды. Первое письменное упоминание о новогодней елке относится к XVI столетию: в немецком Страсбурге жители украшали это хвойное дерево цветной бумагой, фруктами и сладостями. Постепенно эта традиция распространилась по всей Европе. В России традиция ставить на Новый год елку была введена Петром I в 1699 году. После его смерти это делать перестали, но новогодний символ вернулся в дома русскоязычного населения при Екатерине II. В 20-х годах прошлого столетия большевики запретили ее устанавливать, считая это «буржуазной прихотью». С того момента новогодняя елка «ушла в подполье». Лишь в декабре 1935 года партийный деятель Павел Постышев вернул лесную красавицу в жизнь россиян. А в 1954 году впервые зажглась Кремлевская елка.

Почему евреи постоянно подвергались гонениям? Мнения спикеров

Раввин Шимон Варакин: Есть такая еврейская поговорка: «Человек располагает, а Бог смеется». Что бы люди ни планировали, события складываются не всегда так, как мы хотим. Судить, почему были гонения я не могу.

Евгения Иосилевич: Это очень сложный вопрос. Я его задавала нашему гиду в Израиле... Может быть потому, что евреи считаются самыми умными. Может быть, из-за слов, что они принесли чуму, хотя все знают — евреи очень чистоплотны. То есть на этот народ просто списывали все человеческие беды. У меня есть друг, который всегда говорит: «Да это евреи виноваты!». Даже когда рубль обесценивался, он так сказал (смеется). Я точно не знаю, почему были гонения. Гитлер в свое время сделал эту проблему такой массовой. Мы были в музее Холокоста в Иерусалиме и там есть информация практически обо всех евреях, которые подвергались гонениям. Там огромная картотека. Перед поездкой мы заполняли анкету о тех родственниках, которых знаем, и в итоге нам выдали сертификаты о наших фамилиях. Еще дали значки, у меня – Российская Империя. Хотя я думала, что корни будут к испанским евреям уходить. А то, что мнение предвзятое... Меня до сих пор «жидовкой» называют... Но я не обижаюсь, отношусь к этому с иронией.

Александр Кузьмин: Сказать сложно. Ученые некоторые приходят к выводу, что это зависть и антисемитизм. Мне кажется, это психическое отклонение. Евреям во многом завидуют: лучшей жизни, уму, богатству. Но вы знаете, я знаком с евреями-дворниками и евреями-дураками. Нельзя говорить, что этот народ хуже или лучше других. Просто у всех есть свои особенности. У евреев есть оптимизм, который помогаем им выжить. Это, пожалуй, общая черта. Есть еще две. Первая — социальная эмоциональность. Здесь пример хороший — это Жириновский. И третий момент — рационалистический интеллектуализм. Это то, что называют еврейской расчетливостью. Ну, это мое мнение.

Катерина Зайцева

Раввин Владивостока и Приморского края Шимон Варакин — newsvl.ru Раввин Владивостока и Приморского края Шимон Варакин — newsvl.ru Раввин Владивостока и Приморского края Шимон Варакин — newsvl.ru Молодой врач Евгения Иосилевич — newsvl.ru Молодой врач Евгения Иосилевич — newsvl.ru Молодой врач Евгения Иосилевич — newsvl.ru Еврейская община Владивостока официально отпраздновала Хануку 21 декабря — newsvl.ru Еврейская община Владивостока официально отпраздновала Хануку 21 декабря — newsvl.ru Тем же воскресным вечером приморскую столицу посетил раввин Цейтлин из Цфата — newsvl.ru Раввин Владивостока и Приморского края Шимон Варакин зажигает ханукию — newsvl.ru Мероприятие посетили более ста человек — newsvl.ru Еврейская община Владивостока официально отпраздновала Хануку 21 декабря — newsvl.ru Тем же воскресным вечером приморскую столицу посетил раввин Цейтлин из Цфата — newsvl.ru Еврейская община Владивостока официально отпраздновала Хануку 21 декабря — newsvl.ru В честь Хануки евреи всего мира зажигаются свечи и ставят на праздничные столы блюда со сладкими пончиками, поют традиционные песни и танцуют — newsvl.ru Ханукия на праздновании Хануки во Владивостоке — newsvl.ru В честь Хануки евреи всего мира зажигаются свечи и ставят на праздничные столы блюда со сладкими пончиками, поют традиционные песни и танцуют — newsvl.ru Раввин Владивостока и Приморского края Шимон Варакин — newsvl.ru Мероприятие посетили более ста человек — newsvl.ru Еврейская община Владивостока официально отпраздновала Хануку 21 декабря — newsvl.ru В честь Хануки евреи всего мира зажигаются свечи и ставят на праздничные столы блюда со сладкими пончиками, поют традиционные песни и танцуют — newsvl.ru В честь Хануки евреи всего мира зажигаются свечи и ставят на праздничные столы блюда со сладкими пончиками, поют традиционные песни и танцуют — newsvl.ru Еврейская община Владивостока официально отпраздновала Хануку 21 декабря — newsvl.ru Еврейская община Владивостока официально отпраздновала Хануку 21 декабря — newsvl.ru Краевед Александр Кузьмин — newsvl.ru Краевед Александр Кузьмин — newsvl.ru Краевед Александр Кузьмин — newsvl.ru
Раввин Владивостока и Приморского края Шимон Варакин — newsvl.ru Раввин Владивостока и Приморского края Шимон Варакин — newsvl.ru Раввин Владивостока и Приморского края Шимон Варакин — newsvl.ru Молодой врач Евгения Иосилевич — newsvl.ru Молодой врач Евгения Иосилевич — newsvl.ru Молодой врач Евгения Иосилевич — newsvl.ru Еврейская община Владивостока официально отпраздновала Хануку 21 декабря — newsvl.ru Еврейская община Владивостока официально отпраздновала Хануку 21 декабря — newsvl.ru Тем же воскресным вечером приморскую столицу посетил раввин Цейтлин из Цфата — newsvl.ru Раввин Владивостока и Приморского края Шимон Варакин зажигает ханукию — newsvl.ru Мероприятие посетили более ста человек — newsvl.ru Еврейская община Владивостока официально отпраздновала Хануку 21 декабря — newsvl.ru Тем же воскресным вечером приморскую столицу посетил раввин Цейтлин из Цфата — newsvl.ru Еврейская община Владивостока официально отпраздновала Хануку 21 декабря — newsvl.ru В честь Хануки евреи всего мира зажигаются свечи и ставят на праздничные столы блюда со сладкими пончиками, поют традиционные песни и танцуют — newsvl.ru Ханукия на праздновании Хануки во Владивостоке — newsvl.ru В честь Хануки евреи всего мира зажигаются свечи и ставят на праздничные столы блюда со сладкими пончиками, поют традиционные песни и танцуют — newsvl.ru Раввин Владивостока и Приморского края Шимон Варакин — newsvl.ru Мероприятие посетили более ста человек — newsvl.ru Еврейская община Владивостока официально отпраздновала Хануку 21 декабря — newsvl.ru В честь Хануки евреи всего мира зажигаются свечи и ставят на праздничные столы блюда со сладкими пончиками, поют традиционные песни и танцуют — newsvl.ru В честь Хануки евреи всего мира зажигаются свечи и ставят на праздничные столы блюда со сладкими пончиками, поют традиционные песни и танцуют — newsvl.ru Еврейская община Владивостока официально отпраздновала Хануку 21 декабря — newsvl.ru Еврейская община Владивостока официально отпраздновала Хануку 21 декабря — newsvl.ru Краевед Александр Кузьмин — newsvl.ru Краевед Александр Кузьмин — newsvl.ru Краевед Александр Кузьмин — newsvl.ru

Загружаем комментарии...

Полная версия сайта