С приходом во Владивосток тепла начался «горячий» сезон для дайверов. Они складывают в большие сумки гидрокостюмы, маски, ласты и… вязаные носки. И выходят в море. Корреспондент VL.ru прошла «боевое крещение» в соленой воде и разузнала у бывалых, стоит ли учиться нырять в «таиландах» и не кусаются ли акулы у приморских берегов.
Море не любит самоуверенных
Группа собирается с утра на базе дайв-центра в бухте Улисс. В шхуну с надписью «Босфор V» загружают баллоны с воздухом, костюмы, ласты, маски, пакеты с едой и пресной водой. Погода шепчет, поэтому возвращение на берег только вечером.
Руководит выездом Виталий Фролов. Инструктор с большим стажем, имеющий сертификат международной системы — PADI (Professional Association of Diving Instructors) и российской — НДЛ (Национальная дайв-лига).
Виталий пришел в дайвинг случайно. По образованию он театральный режиссер, сейчас его основная деятельность связана с медициной. «Инструктор по дайвингу – это хобби, - рассказывает. – Мне нравится нырять. Круглый год, даже зимой под лед».
Первым делом Виталий проводит инструктаж для всех – и новичков, и «морских волков». Напоминает о правилах безопасности. Подчеркивает, что дайверы — не браконьеры. Поэтому гребешков и трепангов собирать нельзя.
Каждый год с помощью «Босфора Восточного» к дайвингу приобщается более ста человек. Учатся не только владивостокцы. Приезжают люди из Иркутска, Хабаровска, Москвы. Некоторые приходят переучиваться после экспресс-курсов за границей — дело в том, что там очень ограничено время, потому упускаются важные детали.
В дайверском сертификате всегда указывается фамилия не только его обладателя, но и инструктора. «Это означает для меня профессиональную и личную ответственность, - делится Виталий. - Я хочу, чтобы мои студенты как "Отче наш" усвоили правила безопасных погружений и соблюдали их без исключений. Главная для дайвера опасность – излишняя самоуверенность, которая чаще подстерегает опытных ныряльщиков. Когда человек много раз благополучно погружался под воду, начинает расслабляться. Дайвинг этого не терпит! Даже малейшее нарушение – серьезный риск».
Новичков, ни разу не погружавшихся и даже не ходивших на курсы, в «Босфор Восточный» приходит немало. Для них есть программа Discover Scuba Diving. Человек погружается с инструктором, который все время держит за руку и полностью регулирует оборудование. Вот и за меня сегодня всё контролируют.
«В прошлом году было нашествие! В день мы окунали по 18 человек! Многие потом пришли к нам учиться, чтобы нырять уже самостоятельно», - рассказывает Виталий Фролов.
Конечно, и ученику приходится много чего делать под водой. А именно «продуваться», чтобы не закладывало уши, и ровно дышать. Еще из важного — запомнить жесты-сигналы для общения. Например, инструктор регулярно показывает знак «О'кей», интересуясь, все ли в порядке. И если все нормально, надо обязательно ответить таким же знаком. Дайверские жесты передают информацию и о проблемах, и о холоде, и даже о страхе (правда, последний используется, скорее, в шутку).
Почему акулы не едят дайверов
Трудности в дайвинге начались с надевания «сухого» гидрокостюма. В него вода не попадает: для «мерзляков» - самое то. Под «сухарь» обязательно надевают теплую одежду и даже шерстяные носки, так как потеря тепла в воде происходит гораздо быстрее, чем в воздухе. В плотной одежде натянуть на себя неопреновый комбинезон непросто. Застегнуть костюм помогают опытные «бойцы». Дальше начинается самая тяжелая часть - в прямом смысле этого слова. На дайвера навешивается грузовой пояс килограммов 10-15. Потом баллон. Весит он тоже около 15 кг. Встать со скамейки не всегда удается самостоятельно. В завершение надеваются ласты и маска. И человек идет к аппарели. С нее остается сделать только один шаг – в воду.
Инструктор подбадривает: первый раз, мол, погружаться всегда страшно. «Если я вижу, что кто-то не боится, то страшно становится мне», - говорит Виталий Фролов.
Опытные дайверы рассказывают, что на дне у нас много прекрасного — разнообразных моллюсков, морских ежей и цветных рыбок, актиний, осьминогов и нерп. Некоторые животные встречаются исключительно в нашем море. Можно найти и затонувшие корабли. Например, около острова Карамзина лежат грузовое судно «Индигирка» и японский эсминец «Хибики».
«К сожалению, мусор — вечный спутник цивилизации, - рассказывает Виталий. – И чем ближе человек, тем больше загрязняется море. Но есть сознательные дайверы, которые регулярно устраивают экологические акции, очищая дно от мусора».
Разумеется, акула пера не может не спросить о водоплавающих «собратьях»: «Что там по акулам? Видели?» Оказывается, зубастых хищников видели практически все. В южных морях за границей или на картинке. Опасные для человека — например, большие белые — вблизи Владивостока дайверам не встречались. «Для акулы дайвер невкусное, очень шумное (из-за выдыхаемых пузырьков воздуха) и неприятное (из-за запаха костюма) существо. Ты стоишь вне ее пищевой цепочки», - со знанием дела объясняют опытные ныряльщики. Чем немало успокаивают начинающего коллегу.
На дне
Подходим к острову Карамзина. Здесь один из самых больших «птичьих базаров» в Приморье. А на камнях греются нерпы. Те, что помладше, любопытные, подплывают поближе к шхуне и рассматривают людей. Дайверы перестают надевать гидрокостюмы и дружно толпятся у бортиков, рассматривая нерп.
Встаем на якорь. «Глубина под бортом — 8-10 метров», - информирует нас капитан шхуны Александр Макшанов. Сделав шаг с аппарели, понимаешь, что в воде не происходит ничего необычного. Не намокаешь - костюм-то «сухой». Помня о наставлениях инструктора, нужно стараться глубоко и ровно дышать. Уходя под воду, нелишним будет повторить про себя жесты-сигналы и общие правила.
Первое время новых ощущений так много, что вокруг как-то не смотришь. А на дне, показывает инструктор, - ракушки, звезды, рыбки, ежи... Морские жители, которых раньше можно было увидеть разве что в аквариуме или фильмах BBC, - теперь совсем рядом. Мимо проплывает медуза с длинными щупальцами. Ее трогать нельзя, обходим ее сверху. Видимость примерно 5-6 метров.
Время пролетает незаметно — кажется, что в море провели всего-ничего, а часы показывают, что целых 20 минут. Выходим из воды, и можно с облегчением скинуть тяжелое оборудование.
Наставники говорят, что сравнивать приморский дайвинг с нырянием в южных морях нельзя: у каждого своя прелесть. Да, на дне нашего моря не увидеть коралловых рифов, скатов и черепах. Но Приморье притягивает дайверов со всего света.