Новости Владивосток

«Человек труда!»: первомайские истории о людях и их профессиях (ФОТО)

Первое мая в России - праздник весны и труда! Этот день объединяет всех, кто сегодня занят делом. Всех, кто считает, пишет, пашет, строгает, копает, строит - в общем, работает! 

В разные времена в обществе популярны и престижны разные профессии. Но все они без исключения - достойные и уважаемые. Землекоп, разносчик печатного спама, хирург или страховой агент - любой человек, занятый своей работой полезен и почитаем. «У каждого дела запах особый», - такими словами начинается знаменитое стихотворение детского писателя Джанни Родари «Чем пахнут ремесла».

По случаю Первомая - праздника, близкого сердцу каждого советского и российского человека, VL.ru предлагает вниманию читателей серию коротких историй о людях и их профессиях.

Первый выпуск мы решили посвятить Любови Кошкаревой, которая уже 55 лет работает сварщицей на «Дальзаводе».

Газосварщик 5 разряда в цеху «Дальзавода» - на первый взгляд явление обычное. Если, конечно, речь не идет о женщине с 55-летним стажем работы в судоремонте. Герой нашего первомайского репортажа - уникальная женщина-сварщик Любовь Кошкарева, для которой работа на заводе стала сбывшейся мечтой.

Гулкие помещения с десятиметровыми потолками, перекрестье металлических балок над головой, бетонный пол, свет из высоких запыленных окон и нарисованные от руки по трафарету, почти советские плакаты – «газосварщик 1 разряда», второго, третьего, четвертого, пятого - обязанности и навыки. Здесь, в цехе Центра судоремонта «Дальзавод» на протяжении почти 55 лет – «в октябре будет» - трудится уникальная для нашего времени женщина - газорезчик и электрогазосварщик 5 разряда Любовь Кошкарева. Из шести рабочих мест - столов с вытяжками и сварочными аппаратами - занято здесь только одно. «Пока смены нет, - говорит Любовь Васильевна, - Но надежда уже есть».

«А начиналось все красиво и легко». На «Дальзавод» Любовь Кошкарева пришла 18-летней девушкой, сразу после школы. Было одно стремление и одна мечта — работать на заводе, который «гремел» на весь Дальний Восток.

«Моя семья жила на станции Лазо. По радио постоянно говорили о "Дальзаводе". И когда закончила школу появилась мечта — там работать. Хотя меня согласны были взять и на кондитерскую фабрику, и на другие производства. Но в 1959 году мы с подругой приехали во Владивосток и сразу пошли в отдел кадров "Дальзавода", стали проситься на работу. Каждый день в течение месяца мы ходили и просились, но получали отказы. Пока мы не надоели, и нас, наконец, не взяли», - вспоминает Любовь Васильевна.

На «Дальзавод» 18-летнюю Любу Кошкареву приняли маляром. В течение двух лет она красила корпуса и детали кораблей. Пока в 1961 году ее не перевели в другой цех — осваивать профессию газосварщика и газорезчика.

«Раньше работы было очень много. И женщин охотно брали. Все были молодые, веселые, воодушевленные. Сначала меня взяли учеником. Обучение длилось три месяца и сразу дали первый разряд. Ко мне, молодой девчонке, относились с заботой — рабочие носили баллоны с газом, шланги таскали на корабли, помогали. Но различий в отношении не было — женщин очень много, все трудились, коллектив дружный. Когда были молодыми, была заводская романтика — всегда хорошее настроение, душевный подъем. Это была молодость. И завод развивался, все строилось — цеха, раздевалки, столовые», - рассказала Любовь Кошкарева.

Здесь же, на заводе, она познакомилась со своим будущим мужем. Он проходил срочную службу, был матросом на военном корабле, который проходил ремонт на «Дальзаводе». Познакомившись с молодой сварщицей, он забыл про свое родное Подмосковье и после демобилизации пришел работать на Дальзавод, в 36 цех. Так и проработал всю жизнь машинистом на турбинах.

«Но женщины-то покрепче мужчин. Я уже вдова. У нас осталось два сына, есть внук и внучка».

Уже 23 года как Любовь Кошкарева вышла на пенсию и все продолжает работать: «Я до сих пор хожу на работу с удовольствием. Да и не хочу я перед домом на лавочке сидеть, скучно». Заказов сейчас немного. Но они есть. Пока мы беседовали с Любовью Кошкаревой, в цех зашел мужчина — принес сломанную металлическую трубку, диаметром не больше сантиметра — «Приварите, пожалуйста». Работа тонкая, почти ювелирная — не прожечь, не смять, подобрать подходящую насадку на сварочный аппарат и сделать аккуратный шов. Заказы на «приварить», «подрезать», «подогнать» идут теперь не только с завода, но и «извне».

Любовь Васильевна выполняет все, что приносят, главное — не сидеть на месте. И с ностальгией вспоминает былые времена: «Я работала по всем кораблям — и на плавбазах, и на крейсерах. Было очень много гражданских судов, известных на всю страну - «Рыбак Приморья», «Комсомолец камчатский», мы обслуживали китобойный флот. Здесь просто яблоку негде было упасть от заказов, от кораблей, работа кипела. Каждый день на новом судне. В мои функции входило резать трубы, делать соединения, подогреть трубу - если где-то что-то не подходит, приварить - если где-то что-то оторвалось».

В перерывах между электрогазосваркой Любовь Кошкарева занималась общественной работой -  была профсоюзным организатором своего цеха. Она проводила собрания, обсуждала выполнение плана и предстоящие задачи, «песочила» отстающих, отмечала передовиков.

А потом наступили 90-е — с отпусками без содержания, 8-месячными задержками зарплаты, переводом сотрудников на биржу труда и их возвращением обратно в цеха. Остаться на «Дальзаводе» и пережить с ним трудные времена было для Любови Кошкаревой принципиально. Несмотря на то что существование самого предприятия не раз оказывалось под вопросом, она ни дня не проработала в другом месте.

«По сути ситуация изменилась только в 2011 году, когда произошло объединение «Дальзавода» и 178 СРЗ. С тех пор растет гособоронзаказ, обслуживаем военные корабли ТОФ. Сейчас на завод стали приходить молодые рабочие. Их не было много лет. Я проводила практику для учеников центра обучения сварщиков ЦС «Дальзавод»  — приходили группы по 7-9 человек, я показывала, как нужно работать. Некоторые из них остаются на заводе, но лично у меня учеников нет. Сейчас все пытаются восстанавливать — завозят новые станки, оборудование, ремонтируют цеха. Модернизации не было больше 40 лет, менять нужно все и повсеместно», - поделилась Любовь Кошкарева.

Однако теперь, как и в предыдущие 55 лет, рабочий день Любови Кошкаревой начинается с центральной заводской проходной. В раздевалке она надевает суровую темно-синюю робу, всю в маленьких круглых дырочках — от искр сварки, убирает волосы в косынку — чтобы не вспыхнули, одевает защитные очки, рукавицы и закрытые ботинки. Признается, что больше всего от сварки страдают носки - «замучаешься покупать, очень быстро становятся дырявыми». В такой униформе газосварщик пятого разряда идет в цех. Ее трудовой день  заканчивается в 16.00. Работа вредная, раньше за нее давали молоко, а теперь говорят огромное человеческое спасибо.

Следующие выпуски серии «Человек труда!» будут посвящены профессиям повара и прачки в детском саду, докера, звонаря, помощника машиниста, почтальона, судового механика и другим.

Выпуск №2 о потомственном докере в торговом порту.

Выпуск №3 о нелегкой работе повара и прачки в детском саду.

Любовь Кошкарева, сварщица 5 разряда — newsvl.ru У Любови 55-летний стаж работы в судоремонте — newsvl.ru Работа на заводе стала для Любови сбывшейся мечтой — newsvl.ru На «Дальзавод» Любовь Кошкарева пришла 18-летней девушкой, сразу после школы — newsvl.ru Раньше на производстве было много женщин, рассказывает Любовь — newsvl.ru Любовь Кошкарева пришла на "Дальзавод" в 1959 году — newsvl.ru Заказы сейчас поступают не только с завода, но и "извне" — newsvl.ru Любовь Васильевна выполняет все, что приносят, главное — не сидеть на месте — newsvl.ru "Я работала по всем кораблям — и на плавбазах, и на крейсерах", - рассказывает Любовь — newsvl.ru Любовь Кошкарева, сварщица 5 разряда с 55-летним стажем работы — newsvl.ru
Любовь Кошкарева, сварщица 5 разряда — newsvl.ru У Любови 55-летний стаж работы в судоремонте — newsvl.ru Работа на заводе стала для Любови сбывшейся мечтой — newsvl.ru На «Дальзавод» Любовь Кошкарева пришла 18-летней девушкой, сразу после школы — newsvl.ru Раньше на производстве было много женщин, рассказывает Любовь — newsvl.ru Любовь Кошкарева пришла на "Дальзавод" в 1959 году — newsvl.ru Заказы сейчас поступают не только с завода, но и "извне" — newsvl.ru Любовь Васильевна выполняет все, что приносят, главное — не сидеть на месте — newsvl.ru "Я работала по всем кораблям — и на плавбазах, и на крейсерах", - рассказывает Любовь — newsvl.ru Любовь Кошкарева, сварщица 5 разряда с 55-летним стажем работы — newsvl.ru

Загружаем комментарии...

Полная версия сайта