Новости Владивосток

Президент «Русской школы айкидо» Приморья — за мягкое давление и нетравмирующие тренировки (ИНТЕРВЬЮ)

Как спорт помогает адаптироваться в жизни, почему нужно бить в ответ и кого не берут в айкидо, рассказал Евгений Зотин – тренер детских групповых программ фитнес-клубов «Седьмое небо» и Alliance, президент федерации «Русская школа айкидо Приморского края».

— Как вы пришли в айкидо? С чего все началось? 

— Я из семьи офицера, и жизнь моя прошла в основном в военных городках. Секций спортивных в те годы там не было, да и сейчас их там больше не стало. Поэтому спорт для меня открылся уже в зрелом возрасте. Моя первая тренировка была в 2003 году.

Помню, как мой друг попросил составить ему компанию и пойти с ним на айкидо. Тренировка понравилась. И вот тогда у меня возникло чувство, что это то, что мне нужно. У друга потом не получилось ходить на занятия, а я остался. Так вот, намного позже, когда я стал преподавать начинающим, мой друг пришел ко мне на занятия!

Интересное время было. Люди почти повально увлекались боевыми искусствами. Легкими были на подъем и шли на тренировки.

— Почему вы решили заниматься именно с детьми?

— Тренировать детей или нет, мне выбирать не пришлось. Просто в какой-то момент я остался без работы и мой тренер предложил попробовать себя в роли преподавателя. Опыта не было совсем, но со временем научился. Вначале со взрослыми, а затем и с детками.

Был неловкий момент: вчера я еще занимался наравне со своими товарищами и вот веду у них же занятие. Очень волновался. Однако всем понравилось, как я провел тренировку. Это немного морально меня поддержало.

С детьми было все гораздо сложнее. Когда я зашел в зал, я встал и просто смотрел, как они хаотично носятся друг за другом по татами и кричат. Такого стресса я еще никогда не испытывал. Спасибо тренеру за ценные советы, которые я получил до этого. Во многом благодаря им, все прошло хорошо.

Со временем многое поменялось в подходе и методах воспитания детей. Много смотрел, как преподают другие тренеры. Мне всегда было это интересно, поэтому и решил пойти учиться в ДВФУ по программе «Физическая культура и спорт».

Появились и собственные наработки. Есть четкое видение, каким должен стать человек, пришедший в детском возрасте на занятия айкидо. Как бы пафосно это ни звучало, но моя задача в воспитании – сделать из него достойного гражданина своей страны, социально адаптированного и полезного обществу. Ведь общество – это важная часть в жизни всех людей. И от того, успешен ли в нем человек, во многом зависит, будет ли он счастлив. 

— Что детям дают занятия айкидо? 

— Помимо физического развития и здоровья, айкидо помогает в формировании видения мира и правильного мышления. Я как тренер со стажем уверен: то, чем занимается взрослый человек или ребенок, влияет на его характер и поведение.

Айкидо, как известно, не агрессивный вид спорта. Занимаясь айкидо, человек становится гибким и более приспособленным. Я учу подростков адекватно оценивать мир и людей. Если есть сила и спокойствие, то в любой ситуации появляется выбор.

Задача учителя – научить ребенка быстро адаптироваться к сложившимся условиям, быстро учиться. Умение адаптироваться – это способ выживания в обществе. 

Одна из первоочередных моих задач как тренера – научить ребенка защищать себя. Это самое важное – защищать себя, свое тело. Тело неприкосновенно. Если его бьют, первое, ты должен быть согласен на это: да, я «накосячил», можно; а второе, если ты не согласен, если тебя ударили, ты должен ударить в ответ. В обязательном порядке. В ответ нужно сразу давать, без всяких разговоров. Тем более если это агрессия. Или ты чувствуешь, скажем, сейчас прилетит, должен ответить сразу. Для мальчика это просто необходимо. У него должно быть так: ты – мне, я – тебе.

— В чем сложность работы с детьми?

— Роль учителя, тренера на самом деле очень ответственна. Он может привить желание учиться, а может отбить его. Тренер ведь пытается добиться результатов, и тут важно не передавить.

Если тренер будет слишком сильно давить, у ученика на подсознании может возникнуть мысль: «Спорт – это тяжело!». То есть, если ребенку в раннем детстве привито, что спорт – это тяжело, то либо он научится преодолевать это тяжело, если у него есть характер, либо у него просто отобьется охота. Он говорит: «Спорт ­– это не для меня». Он для себя четко уясняет эту мысль и больше в спорт никогда не придет.

— Как же тренеру почувствовать эту грань и не «передавить»?

— Все должно происходить постепенно. Постепенность – это залог того, что ты сможешь добиться какого-то результата в будущем. Не надо брать сразу.

Есть, конечно, короткий путь, путь усиленных тренировок. Тренировать, тренировать, тренировать. Потом перед соревнованиями еще сильнее, больше, больше, больше. Такой вариант тоже возможен. Но тот, кто идет по такому пути, должен быть психологически подготовлен. И тренер в данном случае должен знать, что там у каждого внутри, работать более индивидуально, буквально в душу лезть.

Такой путь больше старшим подходит. А если дети младшего возраста, сразу будет раскол. Часть уйдет, часть останется. Потому что дети понимают, что это тяжело, и ищут что-то полегче.

Айкидо, например, среди боевых искусств считается легким. Считается, что, поскольку драк нет, все просто. На самом деле у нас тоже есть нагрузки немалые. Скажем, отжимания 25 раз или пресс 30 раз. Для шестилетнего ребенка это приличная нагрузка. Но у нас, у меня, по крайней мере, нагрузка всегда постепенная.

— С какого возраста можно заниматься айкидо?

— Я беру детей с четырех-пяти лет. Бывает, что и трехлетние занимаются. Но здесь нужно смотреть. Иногда бывает так, что родители приводят, а я говорю: «Ребенок не подходит, я не могу с ним работать».

Я смотрю, чтобы у ребенка была усидчивость, чтобы понимание было, где он находится, кто перед ним стоит, кто вокруг него стоит. Нужно, чтобы он умел повторять движения. Если этого нет, то дальше работать с ним бесполезно, он самостоятельная единица: делает, что хочет, кричит, разговаривает. Он неуправляемый. Молекула в броуновском движении.

Поэтому очень хорошо, если родители элементарно делают зарядку дома с ребенком. У ребенка появляется навык повторять за взрослым, с таким навыком уже можно работать.

— Сложнее заниматься с малышами или с подростками?

— С подростками сложнее донести и привить идею. Им нужно уже не мягкое давление, а жесткое. И одновременно перемена давления.

Ребеночек пришел, его постепенно-постепенно введешь куда-то. А с подростками не так. Очень большое влияние, конечно, оказывают родители. Поэтому я разговариваю с родителями тоже, даю рекомендации. Ведь дети – это подобие родителей.

Мое влияние – это лишь процентов 15. Но если давить по чуть-чуть, появляется стойкое ощущение, что в голове моих учеников есть и мои мысли. Подросток просто принимает мои мысли за свои, и они легко входят в его жизнь. Это принцип постоянного мягкого давления. Если даже пальцем давить в стенку, через год можно ее продавить насквозь. Так ненавязчиво идет формирование мировоззрения.

— Есть ли какой-то секрет тренировок, которым вы можете поделиться?

— Есть моя собственная методика, основанная на личном опыте. Эта методика позволяет увеличивать результаты, не травмируя мозг спортсмена. Суть ее заключается в регулярных тренировках, но не в полную силу.

Например, нужно отжиматься 50 раз. Но ты отжимаешься не 50 раз, а в половину меньше – 25, например. Но делаешь по три подхода. Раз 25, два 25, три 25. Нагрузка та же самая. При этом обязательно нужно заниматься два или три раза в день. По три подхода два-три раза в день. То есть в день ты не 50 раз будешь отжиматься, а, грубо говоря, в три-четыре раза больше.

Таким образом, результат постепенно растет. В конце недели или в конце второй недели ты проверяешь максимальное количество отжиманий. И опять дробишь либо на четверть, либо наполовину.

Такой подход дает именно постепенный рост. У человека не появляется записи на подсознании, что это сложно, что это тяжело. Да, нагрузка есть, но она вполне допустимая. Нет процесса преодоления, есть постепенное вливание. Это частью жизни становится. Это легко.

Мария Белозерова (текст), фотографии предоставлены тренером

Участники аттестационного экзамена по айкидо в мае 2016 года — newsvl.ru
Участники аттестационного экзамена по айкидо в мае 2016 года — newsvl.ru
Полная версия сайта