Новости Владивосток

Авиаэнтузиасты, развивающие лёгкую авиацию на Дальнем Востоке, столкнулись с бюрократией

Минтранс и Минвостокразвития России в целом поддержали инициативы авиаторов-энтузиастов из Приморья по развитию и популяризации лёгкой авиации. Однако реализовать их будет сложно, и, судя по ответам чиновников, на это потребуется очень много времени. В общественной организации «Открытое небо» рассказали, какие ответы на свои запросы они получили и что оптимизма они не внушают.

О том, почему мы до сих пор не пользуемся лёгкими самолётами как маршрутными такси, VL.ru подробно писал этой зимой. Энтузиасты пишут письма и запросы в различные ведомства и от некоторых из них даже получают вполне вдумчивые ответы.

Минтранс России совместно с Комиссией по вопросам развития авиации общего назначения и навигационно-информационных технологий разработали «дорожную карту» по развитию лёгкой и сверхлёгкой авиации, где в том числе «реализуются мероприятия по устранению избыточных и дублирующих положений законодательства». Однако тут же появляются новые избыточные требования, на этот раз от Минстроя, к оборудованию посадочных площадок (для обслуживания самолётов и вертолётов массой менее 5,7 тонны и вместимостью менее 20 пассажиров).

Новые правила предполагают наличие служебно-пассажирского здания с раздельными зонами для обслуживания пассажиров и грузов. Отдельно следует предусматривать, например, зоны предполётного контроля безопасности, помещения для сотрудников и обработки почты. Как пишет «Коммерсантъ», свод правил, по сути, переписан с требований к аэродромам, избыточен, имеет массу разночтений и ошибок: в частности, в трёх пунктах описаны разные требования по ширине взлётно-посадочных полос. Кроме того, правила составлены только для самолётов, вертолётов и беспилотников, не предусматривая другие типы ВС – автожиры, планеры и дельтапланы. Требования к светосигнальному, радиотехническому и метеорологическому оборудованию приведут к удорожанию обустройства посадочных площадок с 1 млн до 70-100 млн рублей, то есть почти в 100 раз.

В регионах Дальнего Востока же в качестве посадочной площадки используют просто утрамбованный участок земли и ставят условную бытовку. Есть небольшие аэровокзалы в отдалённых посёлках, но они тоже едва ли похожи на международные терминалы.

Не стоит ожидать в ближайшем будущем и строительства самолётов в Приморском крае. Так, в АО «Прогресс» сообщили, что восстановление производства и ремонта самолётов Як-18, Як-52 и других лёгких воздушных судов возможно, но нецелесообразно – завод в Арсеньеве загружен выпуском вертолётов Ка-52 для военно-промышленного комплекса. А для того, чтобы в Приморье снова стали строить самолёты, потребуется проработать и определить сохранившийся объём технической документации и восстановить отсутствующую часть, искать поставщиков, изготовить полный комплект средств технического оснащения и проводить квалификационные испытания продукции. На это, по подсчётам завода, потребуется более трёх лет, поэтому восстанавливать производство в АО «Прогресс» считают нецелесообразным.

Производимые в нескольких российских городах самолёты-амфибии не будут поддерживать. Правительство делает ставку на разрабатываемый самолёт ЛМС-901 «Байкал» на замену легендарного Ан-2. Первый испытательный полёт «Байкала» состоялся в январе 2022 года, а запускать самолёты в серию собираются в 2023 году. Остальные разработки и уже реально летающие аппараты оставлены в ответе Минвостока без внимания.

Ни беспроцентных кредитов, ни субсидий, ни освобождения от НДС или транспортного налога в настоящее время на Дальнем Востоке нет и в ближайшее время не планируется. Привлекать студентов на кафедры самолётостроения или вертолётостроения с помощью целевых стипендий тоже не будут.

Что же касается площадок во Владивостоке, а именно Седанкинского аэродрома и вертодрома в районе ДВФУ, то расширять их и использовать не планируется. На Русском острове это не предусмотрено концепцией развития, но сама площадка, судя по всему, останется. А аэродром на Седанке находится в ведении Минобороны. Вернее, это часть огромного участка 25:28:050035:2967 в 115 гектаров, который не имеет установленных границ на кадастровой карте. В минтрансе Приморья добавили, что Министерство обороны планирует уточнить границы участка, на котором расположены объекты аэродрома, примерной площадью 16 гектаров, но сроки не указаны. Впрочем, использование и развитие обеих площадок находится в компетенции администрации Владивостока, край не отвечает за них.


Обсудить в Telegram
Пришлите свою новость
Пришлите свою новость
Полная версия сайта