Новости Владивосток

Политика сломала логистику: мировой кризис грузоперевозок усугубляется из-за военных действий на Украине

Санкции могут усугубить мировой кризис логистики, в частности, ударить по российским грузоперевозкам. Уже сейчас крупные операторы пытаются найти транзитные маршруты, чтобы не попасть под штрафы, доставляя грузы клиентам. Моряки не знают, как менять экипажи, наниматели – как платить им зарплаты. Отмена авиаперевозок спускает грузы с небес на землю, так что сроки доставки увеличиваются.

Мировой кризис перевозок, который начался во время пандемии коронавируса из-за закрытых границ, не прекратился до конца 2021 года. А с обострением конфликта между Россией, Украиной и другими странами, видимо, ещё больше усугубится. Логистика между странами рушится буквально на глазах.

В течение нескольких дней датская судоходная компания Maersk публикует у себя на сайте обновления по текущей ситуации, связанной с геополитическими осложнениями. Компания старается сохранить своё присутствие на рынке и доставить адресатам хотя бы те грузы, которые уже на воде. В то же время Maersk не исключает возможности приостановки своей деятельности в России. Схожая информация появилась на сайте транспортной компании MSC (Швейцария).

Обновление 21:53: Maersk прекращает приём новых заказов на перевозки морским и наземным транспортом в Россию и из России. Решение было принято после начала военной операции на Украине и последовавших за этим санкций ЕС. Оно не распространяется на продукты питания, медикаменты и гуманитарные грузы.

Накануне «Коммерсантъ» писал, что перемещение контейнеров морем, как один из основных способов доставки генеральных грузов, начинает страдать от военного конфликта. Ряд контейнерных линий уже приостановил букинги на Россию, некоторые ограничились пока портами Украины. Российские и украинские воды Чёрного и Азовского морей были объявлены объединённым военным комитетом Lloyds (JWC) зоной высокого военного риска ещё 15 февраля, однако тогда это повлияло в основном на стоимость страхования судна. Сейчас ситуация обострилась.

«Военные действия уже оказывают негативное влияние на судоходство в Чёрном море, – говорит учредитель «VIG Транс» Игорь Ребельский. – CMA CGM полностью останавливают все судозаходы в Одессу, на Новороссийск пока всё в штатном режиме. Yang Ming останавливает приём новых букингов (импорт и экспорт) с/на Одессу и с/на Новороссийск».

Обновление 2 марта: Вечером 1 марта об остановке обслуживания России сообщила CMA CGM. Ocean Network Express (ONE) 28 февраля приостановила букинг на Новороссийск и Петербург. Китайская COSCO, также входящая в топ-5, пока остановила сообщение только с Украиной. Таким образом, с российского рынка ушли три ведущие мировые контейнерные линии с совокупной долей мирового рынка в 46,9%, пишет «Коммерсантъ».

На сайте тайваньской компании Yang Ming действительно говорится об изменениях в маршрутах, но после 25 февраля новостей больше не было. Некоторые компании уже приостановили букинг, например, Shipco в отношении России, Белоруссии и Украины, Hapag-Lloyd – в отношении России и Украины.

При этом российские компании, FESCO, Sinokor, «Трансконтейнер», у себя на сайтах указывают, что работают в штатном режиме, но также ищут возможности для обслуживания своих клиентов. Например, FESCO принимают оплату в китайских юанях. «Трансконтейнер» 24 февраля писал, что грузы доставляются через белорусские и польские пункты пропуска (которые на сегодняшний день тоже уже закрылись), а 28 февраля сообщил о соглашении о развитии транзитных перевозок с Китаем.

Как минимум один пример отказа судозахода во Владивосток по политическим причинам уже известен – украинский владелец ролкера Viking Coral 25 февраля не стал выходить из Японии с грузом автомобилей на борту. Импортёрам пришлось срочно искать другой транспорт.

С другой стороны, Великобритания запретила заход в свои порты судов, связанных с Россией. Согласно заявлению Минтранса Великобритании, портам не следует пускать суда, которыми владеет РФ, которые она фрахтует, а также которые связаны с Россией.

Оба владивостокских порта пока никак не комментировали ситуацию. Впрочем, они и прежде не говорили о кризисе широко, пока об этом не спросил полпред Юрий Трутнев.

Также компании отменяют действующие заказы в Россию и не берут новые. Авиаперевозки между Россией и несколькими десятками стран взаимно прекращены. В связи с этим «Почта России», например, сообщила об увеличении сроков доставки отправлений. Кстати, общая картинка всех авиарейсов на FlightRadar 24 показывает, как изменилась теперь структура полётов. Нечто похожее было на море, когда в Суэцком канале в прошлом году застрял контейнеровоз Evergiven.

В отчёте Международной палаты судоходства (ICS) за 2021 год говорится, что российские и украинские моряки составляют 14,5% от общего мирового числа. Так, из 1,89 млн работников более 198 тысяч (10,5%) – россияне, причём 71,6 тысячи относятся к командному составу. Граждане Украины составляют 76,4 тысячи (4%) моряков, 47 тысяч из них – судовые офицеры. Теперь экипажи судов будут иметь трудности с получением заработной платы и банальной доставкой от или до места стоянки судна.

Примечательно, что Европу и Китай связывают десятки наземных логистических цепочек, значительная часть которых проходила через Россию и Белоруссию. Поэтому отдельные виды перевозок скорее всего сохранятся. Но нагрузка на свободные от санкций транспортные артерии вырастет ещё больше. Ранее «РЖД» в ответ на запрос VL.ru сообщало, что железным дорогам требуется модернизация в связи с увеличившимся грузопотоком на восток, в направлении тихоокеанских портов. Не исключено, что в скором времени груза в направлении Китая станет ещё больше, а заторы на путях – ещё серьёзнее.

Обновление 2 марта: Вечером 1 марта Европарламент единогласно принял антироссийскую резолюцию, в которой, в частности, было требование «закрыть порты ЕС для российских судов» и «отказать в доступе во все порты ЕС судам, последний или следующий порт захода которых находится в РФ, за исключением случаев, когда это необходимо по обоснованным гуманитарным причинам» (цитата по ТАСС). 1 марта о запрете заходов российских судов в порты страны сообщила Канада. Как уточняет источник «Ведомостей» в стивидорной компании, нидерландская таможня закрыла экспорт и транзит товаров в Россию. Аналогичное решение приняла и Германия, а Бельгия, возможно, примет это решение в ближайшее время.


Обсудить в Telegram
FlightRadar 24 показывает, как изменилась структура полётов — newsvl.ru
FlightRadar 24 показывает, как изменилась структура полётов — newsvl.ru
Пришлите свою новость
Пришлите свою новость
Полная версия сайта