Новости Владивосток

Ространснадзор требует списать десятки тысяч старых вагонов РЖД

Ространснадзор требует от ОАО «РЖД» приостановить эксплуатацию грузовых вагонов со старыми осями, выпущенными до 1979 года. Как поясняет «Коммерсантъ», если меры будут приняты, остановиться могут десятки тысяч вагонов. Это, по мнению экспертов, усугубит имеющийся дефицит парка и проблемы с движением.

Ространснадзор 28 декабря 2021 года и 11 января 2022 года выпустил в адрес ОАО «РЖД» предостережения о недопустимости продолжения эксплуатации на сети старых осей. В одном из документов говорится об осях, выпущенных с 1919 по 1974 год, которых на сети обнаружено 25,9 тыс., в другом – о 1974–1979 годах (56,5 тыс.).

Типовой вагон, эксплуатируемый на сети, имеет максимальную осевую нагрузку 23,5 тонны. Но Ространснадзор подчёркивает, что по действовавшим в то время ГОСТам максимальная статическая нагрузка на рельс от осей составляла 20,5–22 тонны. Он ссылается на информацию от выпускавшего в те годы вагоны Уралвагонзавода.

Источник издания, знакомый с сутью проблемы, говорит, что Ространснадзор и ранее говорил о недопустимости эксплуатации этих осей и вагоны с ними ограничивали в погрузке. Их должны изымать из оборота, но этого не происходит: оси не имеют срока службы, поэтому на них ставят новые колёса и используют повторно.

В ОАО «РЖД» пояснили, что проводят консультации с Ространснадзором и операторами подвижного состава: «Эти колёсные пары постепенно выводятся из эксплуатации при капитальном ремонте. ОАО «РЖД» имеет возможность ограничивать допуск на сеть вагонов с превышением нагрузки на ось. Во многих случаях, в том числе при погрузке угля и нефти, консистенция груза даже при полном использовании объёма вагона не позволяет достичь нагрузки на ось на уровне 22 тонн».

В одном из приложений говорится, что общее число вагонов, колёсные пары которых были выпущены до 1974 года, составляет 82,4 тыс. 1,218 млн – общий парк грузовых вагонов на сети ОАО «РЖД» на середину 2021 года.

«Мощности на вагоноремонтных предприятиях перегружены, есть проблемы с комплектующими, в том числе с осями. Кроме того, с середины прошлого года наблюдается острый дефицит некоторых видов парка, – говорит управляющий директор по лизингу подвижного состава «ВТБ Лизинг» Оксана Ивановская. – Это привело к резкому росту ставок. На наш взгляд, нужна плавность, например, установление приемлемого временного лага на ремонт проблемных вагонов, чтобы компании могли подготовиться как технологически, так и финансово».

Также «Коммерсантъ» приводит мнения источников на рынке, которые сомневаются, что дело дойдёт до остановки вагонов. Одномоментная замена старых осей невозможна, и даже если смысл решения Ространснадзора в том, чтобы стимулировать спрос на новые оси, быстро это сделать не получится.

Надзорный орган действует в рамках своих полномочий, говорит глава «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров, однако выбран наиболее неудачный момент и способ их реализации. Куда логичнее было бы предписать менять старые оси при следующем отцепочном ремонте, куда вагон попадает в среднем один раз в год, или при плановом ремонте. К тому же сейчас, отмечает эксперт, наблюдается острый дефицит подвижного состава, и остановка тысяч вагонов осложнит ситуацию.


Обсудить в Telegram
Пришлите свою новость
Пришлите свою новость
Полная версия сайта