Новости Владивосток

Тайну авиакатастрофы 70-летней давности раскрыли приморские поисковики и следователи

Обстоятельства крушения советского самолёта Ли-2 в 1951 году на горе Лысой, в котором погибли 10 человек, смог прояснить приморский отряд «АвиаПоиск». Вокруг этой авиакатастрофы ходило множество легенд: от перевозки денег до тайных похорон прямо на месте авиакатастрофы. Однако точные сведения оставались засекреченными, пока в нынешнем году приморские следователи не помогли получить к ним доступ.

О том, что недалеко от вершины горы Лысой (1241 м) в районе с. Новая Москва Шкотовского района находятся обломки транспортника, местные жители знали всегда. Более того, по их рассказам, в начале 2000-х годов Ли-2 лежал почти целиком, был разломлен фюзеляж, разбилась и обгорела носовая часть. Но затем местное население разделало и вывезло машину в металлолом.

Сама гора Лысая и обломки самолёта являются местом активного посещения «джиперов» и туристов. Не удивительно, что о самолёте ходило много баек: то он перевозил генералов и полковников, то огромные суммы денег, то рейс его был засекречен, а всех погибших похоронили на месте. Мистики добавлял деревянный крест на вершине горы Лысой.

Но и сами поисковики много лет не могли узнать правду о катастрофе. Полную отработку места крушения Ли-2 на горе Лысой «АвиаПоиск» закончил ещё в 2010 году. Здесь был вывезен весь цветной металл, но поисковикам удалось найти номера самолёта и моторов. В земле было найдено большое количество парашютных систем, обуви, пуговиц, кокард ВВС, обрывков противогазов и стреляных горевших патронов к пистолетам ТТ. Останков экипажа также не удалось найти. Другой информации не было, только предположения.

«Мы уже и не надеялись установить этот самолёт. Тем более к Новому году. С 2007 года, как работаем над ним, это был самый тяжёлый висяк. Мы дважды напрямую запрашивали информацию в Центральном архиве Минобороны, направляя им номера с найденных моторов. В ответ нам отвечали, что никакой информации нет. Архив предоставлял нам справку по 206-му гвардейскому полку и уведомлял – сведений о самолёте с таким мотором у них не имеется. В то же время сами наши исследователи в Центральном архиве не смогли бы работать с документами по самолёту, ведь вся документация после 1945 года засекречена, и людям без формы допуска её смотреть не дадут. И это был для нас тупик», – рассказал корреспонденту VL.ru командир поискового объединения «АвиаПоиск» Ярослав Ливанский.

Но выход нашли. Организация обратилась в Следственный комитет, сотрудники СК получили доступ в архив и там запросили информацию по тем самым номерам двигателей, которые предоставили поисковики. Как объяснил Ливанский, следователи оказали большую помощь организации, выступив своего рода промежуточным звеном между ними и Центральным архивом Министерства обороны РФ.

Выяснилось, что транспортник Ли-2 c номером 18422510 летел на общевойсковые учения 5-й армии в Покровку, на борту находилось 6 членов экипажа и 21 пассажир, все военнослужащие. 17 октября 1951 года в 15 часов 30 минут самолёт взлетел с аэродрома Унаши (старое название «Золотой Долины» в Партизанском районе). Через 20 минут после взлёта транспортник из-за сильной облачности врезался в гору Лысую, погиб весь экипаж и четыре пассажира, итого 10 человек. Ещё 17 человек выжили и были доставлены в Шкотовский военный госпиталь.

«При выполнении поставленной задачи через 20 минут после взлёта, идя в сплошной облачности, самолёт в прямолинейном полёте врезался под вершину горы Лысой, разрушился и полностью сгорел. Весь экипаж и четыре человека из числа пассажиров-военнослужащих погибли, одного человека после катастрофы найти не удалось из-за сильного пожара и разрушения конструкций», – уточнили в краевом СК.

Потерпевший крушение самолёт входил в состав 206-го Гвардейского транспортного авиаполка 21-й транспортной авиадивизии (аэродром Кремово, Михайловский район). У поисковиков теперь имеются сведения о личностях всех 10 погибших и их фотографии. Это командир корабля Владимир Носов, его помощник Василий Кузнецов, штурман Александр Сырников, авиатехник Андрей Ежов, воздушный стрелок-радист Матвей Тураносов, авиамеханик Николай Соколовский, капитан техслужбы Иосиф Алексейчук, Владимир Исупов, Анатолий Шурухин, Тимирбулат Тукбаев.

Следующим шагом бойцов «АвиаПоиска» и следователей станет установление на месте катастрофы на горе Лысой памятной доски.


По рассказам очевидцев, в начале 2000-х годов Ли-2 лежал почти целиком, был разломлен фюзеляж, разбилась и обгорела носовая часть — newsvl.ru Но местное население разделало и вывезло самолёт в металлолом — newsvl.ru В земле было найдено большое количество парашютных систем, обуви, пуговиц, кокард ВВС, обрывков противогазов и стреляных горевших патронов к пистолетам ТТ — newsvl.ru Самолёт на высоте 1200 метров зацепил крылом за деревья и разбился о склон сопки — newsvl.ru Здесь также был вывезен весь цветной металл, но поисковикам удалось найти номера самолёта и моторов — newsvl.ru В распоряжении поисковиков теперь имеются фотографии лётчиков — newsvl.ru Всего на борту находилось 27 человек — newsvl.ru Весь экипаж и 4 человека из числа пассажиров-военнослужащих погибли — newsvl.ru Следующим шагом бойцов «АвиаПоиска» и следователей станет установление на месте катастрофы на горе Лысой памятной доски — newsvl.ru
По рассказам очевидцев, в начале 2000-х годов Ли-2 лежал почти целиком, был разломлен фюзеляж, разбилась и обгорела носовая часть — newsvl.ru Но местное население разделало и вывезло самолёт в металлолом — newsvl.ru В земле было найдено большое количество парашютных систем, обуви, пуговиц, кокард ВВС, обрывков противогазов и стреляных горевших патронов к пистолетам ТТ — newsvl.ru Самолёт на высоте 1200 метров зацепил крылом за деревья и разбился о склон сопки — newsvl.ru Здесь также был вывезен весь цветной металл, но поисковикам удалось найти номера самолёта и моторов — newsvl.ru В распоряжении поисковиков теперь имеются фотографии лётчиков — newsvl.ru Всего на борту находилось 27 человек — newsvl.ru Весь экипаж и 4 человека из числа пассажиров-военнослужащих погибли — newsvl.ru Следующим шагом бойцов «АвиаПоиска» и следователей станет установление на месте катастрофы на горе Лысой памятной доски — newsvl.ru
Пришлите свою новость

Загружаем комментарии...

Пришлите свою новость
Полная версия сайта