Новости Владивосток

На Дальнем Востоке не хватает топлива – ФАС рекомендует увеличить объёмы продаж на бирже

Жители Сибири и Дальнего Востока столкнулись не только с резким ростом цен на топливо, но и с его нехваткой. В Приморском крае предложения пока хватает, только вот стоимость бензина и дизеля растёт практически еженедельно.

Нехватка топлива связана с тем, что независимые АЗС банкротятся из-за диспаритета цен или не имеют средств покупать топливо с запасом, из-за чего сокращают ассортимент. В итоге граждане вынуждены заправляться только у крупных компаний, а в некоторых субъектах у них всего 5-10 АЗС, где выстраиваются очереди. ФАС призвала нефтяников не допустить дальнейшего роста цен на топливо всех видов и «настоятельно рекомендовала» увеличить объёмы производства нефтепродуктов. Особое внимание рекомендуют обратить на обеспечение топливом ДФО. В Минэнерго нехватку топлива отрицают.

О тяжёлом положении независимых АЗС пишут «Известия». Из-за значительного роста цен в опте (например, дизтопливо за три года подорожало почти в два раза) заправки вынуждены работать в убыток. Розничные сети крупных компаний работают в минус, однако убытки нефтяники могут компенсировать доходами от оптовых продаж нефтепродуктов, а также за счёт механизма демпфера, предусматривающего выплаты из федерального бюджета. Так, например, при растущих биржевых ценах Независимая нефтегазовая компания (ННК) за счёт собственных финансовых средств сдерживает повышение розничных цен, отмечают участники отрасли. Кроме того, компания производит топливо только для своих нужд и не выпускает его на биржу.

А вот у небольших сетей и независимых компаний нет такой «подушки безопасности». Глава Российского топливного союза (РТС) Евгений Аркуша указывает, что диспаритет между оптовой и розничной ценой составляет 5-7 рублей. На Дальнем Востоке за счёт высоких тарифов на доставку и операционных расходов эта разница ещё больше.

Яркий пример диспаритета – ситуация с зимним дизелем: сейчас его оптовая цена составляет примерно 65 рублей за литр для независимых АЗС во Владивостоке, при этом розничная цена у вертикально интегрированных нефтяных компаний (ВИНК) составляет около 56 рублей, сказал глава Приморского топливного союза (входит в РТС) Владимир Чирсков. Такая ситуация приводит к банкротству независимых АЗС, притом во многих регионах они составляют подавляющее большинство. Помимо прочего, те независимые сети, которые ещё работают, не имеют возможности покупать товар с запасом из-за тяжёлого финансового положения и отказа банков кредитовать такие АЗС.

«Если раньше запасы были на нефтебазах на 60 суток, то теперь с учётом роста оптовых цен, отгрузок с НПЗ товара, приобретённого по предоплате через 30-40 дней, времени в пути по железной дороге 10-20 дней заправки практически работают с колёс», – говорит Денис Писаревский, руководитель группы компаний «Омни» (объединяет три нефтебазы и 49 АЗС в Иркутской области и Забайкальском крае).

В отдельных восточных субъектах, где диспаритет цен особенно ощутим, образуются большие очереди на АЗС ВИНКов, добавляет Евгений Аркуша. Действительно, кто из жителей Владивостока не стоял в очереди на «зелёных» и «жёлтых» заправках при том, что у других АЗС обычно пусто.

16 ноября стоимость зимнего дизельного топлива на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже (СПбМТСБ) вновь выросла, обновив свой рекорд, и достигла 61 528 рублей за тонну. Цена бензина снизилась – АИ-92 опустился по итогам торгов на 1,81% до 50 582 рублей за тонну, а АИ-95 – на 1,58% до 52 104 рублей. Однако если сравнивать с теми ценами, что были год назад, то стоимость АИ-92 выросла на 10%, АИ-95 – на 7,5%, отметил зампредседателя наблюдательного совета ассоциации «Надёжный партнёр» (объединение производителей и продавцов энергоресурсов) Дмитрий Гусев.

В Минэнерго с позицией бизнеса не согласились и сказали, что информация о дефицитах топлива в регионах ДФО не поступала в ведомство ни от региональных властей, ни от представителей розничного бизнеса.

«В рамках суточного мониторинга запасов топлива везде обеспеченность автомобильным бензином и дизельным топливом превышает 10 суток», – заявили в ведомстве. Сообщения о дефиците топлива поступают от членов Независимого топливного союза (НТС), сказал «Известиям» глава организации Павел Баженов.

«Это вполне ожидаемо, например, ДФО – в принципе дефицитный федеральный округ по производству топлива. Ж/д-субсидия по-прежнему буксует в межведомственных согласованиях, а значит, более привлекательным для альтернативных поставщиков ДФО пока не стал», – отметил президент НТС.

Отметим, что о субсидировании перевозок в размере 4 тысячи рублей за тонну говорят уже несколько лет. В последний раз ФАС и Минэнерго снова заявили о работе над механизмом 9 ноября. Но с тех пор ничего нового не произошло. И если в прошлые разы проект наталкивался на сопротивление Минфина и Минэкономразвития, то, возможно, что и очередная попытка не станет успешной. По мнению финансовых ведомств, нет никакой гарантии, что субсидирование перевозок положительно скажется на розничных ценах.

«Всего в СФО и ДФО в совокупности пять крупных НПЗ – стоит всего одному из них встать на плановый или тем более на внеплановый ремонт, автоматически уменьшается предложение нефтепродуктов, их дефицит или резкий рост цен может возникнуть в любом регионе этих округов», – отметила заместитель руководителя ИАЦ «Альпари» Наталья Мильчакова.

В Приморье топливо поставляется из Хабаровского НПЗ (принадлежит ННК), Комсомольского НПЗ и Ангарского НХК (принадлежат «Роснефти»). Когда зимой завод в Комсомольске-на-Амуре закрылся то ли на плановый, то ли на внезапный ремонт, в нескольких субъектах региона сразу же возник дефицит бензина, справиться с которым не могли целый месяц. Летом ситуация почти повторилась. Отметим, что ННК никак не пыталась объяснить потребителям, что произошло, пока не возникла откровенно кризисная ситуация.

Что касается зимнего дизеля, который во Владивостоке стоит от 55,5 до 62 рублей за литр, то его нехватка вызвана налоговым ужесточением Минфина. В этом году ведомство сообщило производителям зимнего дизеля (ДТЗ), получаемого смешением летнего ДТ и авиакеросина, об уплате акциза, который ранее с бизнеса не собирался. «В итоге потерялась экономическая целесообразность производства ДТЗ методом смешения на нефтебазах, а этот способ частично компенсировал недостающее предложение на рынке», – добавил Евгений Аркуша.

ФАС призвала нефтяников не допустить дальнейшего роста цен на топливо всех видов и «настоятельно рекомендовала» увеличить объёмы производства нефтепродуктов, говорится в протоколе заседания биржевого комитета антимонопольной службы от 27 октября. Также она призвала обратить внимание на обеспечение топливом ДФО. Но такое происходит уже не в первый раз и, как правило, ни на что не влияет.

«Рекомендации, как обычно, останутся рекомендациями. Несмотря на проблемы восстановления экономики после 2020 года, никто не спешит ослаблять регуляторные требования в нашей отрасли. Отсюда – рост цен и шок со стороны предложения», – высказал своё мнение президент НТС Павел Баженов.

Увеличение производства нефтепродуктов должно помочь снизить стоимость топлива на бирже, считает аналитик «Финама» Сергей Кауфман. Дополнительными возможными мерами решения проблем могли бы стать увеличение нормативов продажи топлива на бирже, корректировка демпферного механизма или временное снижение налоговой нагрузки на сектор, добавил он. Если говорить про ДФО, то уже достаточно долгое время ведётся обсуждение вопроса о субсидировании поставок топлива в данный регион, заключил аналитик. В Минэнерго отметили, что соответствующий механизм должен заработать в 2022 году.

3 ноября в пресс-службе кабмина заявили, что динамика роста цен на автомобильных заправочных станциях России к середине IV квартала находится на уровне «расчётной инфляции». Вице-премьер Александр Новак поручил провести анализ работы демпфера на бензин и дизель и изучить необходимость его корректировки на 2022 год.


Пришлите свою новость
Полная версия сайта