Новости Владивосток

В России вступила в силу новая методика расчёта выплат по ОСАГО

С 20 сентября в России вступила в силу обновлённая методика определения расходов на ремонт повреждённого транспортного средства по договору ОСАГО. Благодаря ей страховщики планируют защититься от исков автомобилистов о недостаточных компенсациях – расчёт стоимости запчастей для ремонта будет рассчитываться по справочникам, привязанным к регионам, их будут чаще обновлять, пишет «Газета.ru». Однако эксперты считают, что нововведения не решат проблему заниженного расчёта и некачественного авторемонта.

Новая методика утверждена Центробанком РФ. Количество справочников, по которым рассчитывается возмещение, увеличат. Вместо одного реестра стоимости запчастей на всю страну теперь страховщики будут составлять для каждого региона свой. Предусматривается, что ценовые справочники на сайте Российского союза автостраховщиков (РСА) будут проходить общественное обсуждение – неограниченный круг лиц сможет высказать свои замечания и предложения по предлагаемой средней цене запчастей, материалов и работ.

По методике, действующей с 2014 года, ценовых справочников было всего 13 – по числу условных экономических регионов. Марки авто, детали которых попадут в таблицы, будут выделены более чётко – предполагается, что в региональные справочники попадут автомобили, по которым за прошлый год заключено не менее 15 тысяч договоров ОСАГО.

По новой методике также будут введены региональные коэффициенты – для их расчёта для разных марок необходимо, чтобы в регионе в прошлом году было застраховано не менее 500 таких машин.

Средние стоимости запчастей и нормо-часа ремонтных работ будут формироваться самостоятельно в каждом субъекте Российской Федерации, уверяют в союзе. Для формирования цен будут учитываться в том числе стоимость деталей в интернет-магазинах.

Ранее критерии включения автобрендов в эти списки были более расплывчатыми — в прежнем документе применялась формулировка исходя из потребностей, предполагаемых сроков и экономической целесообразности.

Как и прежде, в справочниках будут указаны усреднённые цены – они высчитываются по формуле из выборки доступных предложений — с учётом минимальной цены на оригинальные запчасти, а также медианных (половина цен ниже этого значения, половина выше) цен на «неоригинал».

Страховщики надеются, что количество судебных разбирательств с автовладельцами из-за заниженных выплат снизится. Частое обновление справочников позволит корректировать среднюю стоимость в зависимости от роста цен на автозапчасти в России.

По данным РСА, рост средней корзины запчастей в 2020 году составил 23%. Исследования рынков показывают, что цены на автомобильные детали продолжают значительный рост и сейчас. Причём более всего подорожали импортные.

«В июне 2021 года средняя стоимость автомобильных запчастей показала рост на 7-17% по отношению к июню 2020 года, при этом средние цены на импортную продукцию выросли в среднем на 27%», – рассказал директор маркетингового агентства ROIF Expert Роман Батухтин. Максимальное подорожание на импортные детали составило 14% в 2020 году по отношению к 2019-му, добавил эксперт.

Согласно исследованию автомобильного портала Drom.ru, проанализировавшего более 1 млн сделок по продаже запчастей, в январе-июле их стоимость увеличилась на 10-20%. При этом наиболее сильно подорожали детали экстерьера автомобилей.

Автомобильные юристы полагают, что нововведения не решат проблему занижения выплат по ОСАГО и некачественного ремонта в сервисах, чинящих машины по направлению от страховщиков.

«Если изменённые справочники немного и скорректируют стоимость ремонта, то не устранят те проблемы, которые есть. Как показывает практика, обновление этих реестров несильно влияет на размер возмещения, потому что практически все страховые компании занижают выплаты, а какие-то повреждения не замечают», – говорит адвокат автомобильного движения «Свобода выбора» Сергей Радько. – Но главное в том, что есть большие проблемы со сдачей машины в ремонт и качеством этой услуги».

Сервисы, недовольные размером возмещения, отправляют владельца в страховую компанию, оттуда снова в сервис – и в результате автовладельца понуждают к подписанию дополнительного соглашения, в котором он обязуется доплатить недостающую сумму за ремонт, описывает типичную ситуацию юрист.

«Такие соглашения автовладелец подписывать не обязан. Необходимо помнить, что у страховой компании есть всего 20 дней на принятие решения о ремонте или денежной выплате, если ремонт невозможен, либо об отказе, – напоминает Радько. – В законе об ОСАГО чётко сказано, что все разногласия по поводу стоимости компенсации решаются между страховой, сервисом и пострадавшим».


Полная версия сайта