Новости Владивосток

Приморский топливный союз пожаловался в УФАС на Комсомольский НПЗ «Роснефти»

Владимир Чирсков, глава Приморского топливного союза, объединяющего компании-владельцев независимых сетей из примерно 70 АЗС и трейдеров региона, обратился в Федеральную антимонопольную службу с жалобой на решение Комсомольского НПЗ, принадлежащего «Роснефти». Со 2 июня «без объяснения причин и уведомления грузополучателей» НПЗ прекратил отгрузку моторного топлива, купленного на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже (СПбМТСБ) на железнодорожную станцию Уссурийск. Как пояснил Чирсков, теперь компаниям приходится закупать бензин почти в 100 км от Уссурийска –  во Владивостоке или Артёме, пишет РБК.

«ФАС получила указанное обращение и ответит заявителю в установленный законом срок, 30 дней», – сообщили РБК в пресс-службе ведомства. 

На Дальнем Востоке всего два крупных нефтеперерабатывающих завода – Комсомольский (мощностью 8 млн т нефти в год) и Хабаровский (5 млн т), принадлежащий «Нефтегазхолдингу» экс-главы «Роснефти» Эдуарда Худайнатова. Но только Комсомольский НПЗ обязан поставлять нефтепродукты на биржу: не менее 11% от производства бензина и 7,5% – дизельного топлива.

Прекращая отгрузки на станцию Уссурийск, госкомпания не учла, что приморские независимые трейдеры ограничены в выборе поставщиков топлива и на СПбМТСБ могут приобретать его только у единственного оптового продавца – НПЗ «Роснефти», объясняет Чирсков. «Установленные «Роснефтью» ограничения напрямую ущемляют интересы независимых операторов, влекут значительные финансовые потери, связанные с неисполнением поставок, с нарушением обеспечения топливом независимых АЗС, что не может не отразиться на конечном потребителе», – говорится в его письме главе ФАС. Представитель СПбМТСБ отказался обсуждать решение Комсомольского НПЗ об изменении точки отгрузки топлива.

Из-за смены станции отгрузки трейдеры вынуждены осуществлять двойную перевалку топлива – сначала на нефтебазу во Владивостоке или Артёме, а потом на свои нефтебазы в Уссурийске. Чирсков говорит, что в итоге совокупные транспортные расходы компаний, входящих в союз, выросли на 2,5 тысячи рублей на тонну, или 12 млн рублей в месяц дополнительных убытков.

Для решения проблемы нехватки поставщиков топлива на Дальнем Востоке в правительстве несколько лет обсуждается предоставление субсидий РЖД для доставки нефтепродуктов из других регионов. В феврале 2021 года Минэнерго обратилось в Минфин с предложением о предоставлении такой субсидии. Но пока вопрос не решён, поскольку не найден источник в бюджете, сообщил управляющий директор СПбМТСБ Павел Строков. 

В разговоре с РБК Чирсков заявил, что это может быть связано с приморской компанией «Приморгаз»: в 2019-2020 годы та перепродавала нефтепродукты Комсомольского НПЗ через компанию-трейдера «Симтэк» в Северную Корею. Из Уссурийска поезда следуют до станции Хасан, единственного приграничного перехода России и КНДР. По словам главы союза, «Симтэк» совершал «нестандартные сделки», покупая топливо по ценам, существенно превышающим рыночные. Например, бензин АИ-92 при цене 50 тысяч рублей за тонну приобретался по 52 тысячи рублей. Организация обращала внимание СПбМТСБ на такие сделки, но на бирже «сочли это рыночным ценообразованием».

21 июня 2021 года стало известно, что биржа временно отстранила «Симтэк» от торгов нефтепродуктами. По информации источников Интерфакса, это было связано как раз с поставками в КНДР. «Симтэк» отстранён от биржевых торгов топливом «до выяснения обстоятельств, связанных с поставкой данным участником торгов биржевых товаров на территорию стран, в отношении которых применяются международные санкции, одобренные Российской Федерацией», говорилось в протоколе по итогам заседания совета секции «Нефтепродукты» СПбМТСБ.

Согласно квотам, установленным последней резолюцией Совета Безопасности ООН, в КНДР может поставляться в год около 540 тысяч т сырой нефти по нефтепроводу из Китая и чуть больше 60 тысяч т нефтепродуктов из России, КНР и других стран. Президент биржи Алексей Рыбников сообщил РБК 13 июля, что запрет продолжает действовать. 


Полная версия сайта