Новости Владивосток

Госдума приняла закон о регулировании просветительской деятельности – учёные и общественные деятели считают его предпосылкой к цензуре в России

Депутаты Госдумы приняли в третьем, окончательном чтении закон, который вводит ограничения на занятия просветительской деятельностью. В пояснительной записке к проекту авторы отметили, что действующий сейчас закон «создаёт предпосылки для бесконтрольной реализации антироссийскими силами в школьной и студенческой среде под видом просветительской деятельности широкого круга пропагандистских мероприятий». Закон вступает в силу 1 июня 2021 года при условии его одобрения Советом Федерации и после подписи президента Владимира Путина, пишет РБК.

Поправки вносятся в закон «Об образовании». К просветительской относится деятельность «вне рамок образовательных программ». 

«Не допускается использование просветительской деятельности для разжигания социальной, расовой, национальной или религиозной розни, для агитации, пропагандирующей исключительность, превосходство либо неполноценность граждан по признаку социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, их отношения к религии, в том числе посредством сообщения недостоверных сведений об исторических, о национальных, религиозных и культурных традициях народов, а также для побуждения к действиям, противоречащим Конституции Российской Федерации», – гласит текст документа.

Он устанавливает, что порядок и формы осуществления просветительской деятельности, а также нормативы по контролю за ней, будет устанавливать правительство России.

Против этого закона выступило большое количество деятелей культуры и науки, петиция против него набрала более 237 тысяч подписей.

В феврале петербургские деятели культуры написали открытое письмо президенту Владимиру Путину, председателю Госдумы Вячеславу Володину и премьер-министру Михаилу Мишустину. Они просили отклонить этот законопроект. По мнению авторов письма, законопроект вводит ограничения для просветительской деятельности и создаёт предпосылки к цензуре. Как следует из письма, они опасаются того, что подзаконные акты к законопроекту будут требовать согласования с властями просветительских материалов до их публикации, «что ограничит свободу мнений, а также существенно усложнит ведение такой деятельности для законопослушных просветителей, но никак не повлияет на деятельность запрещённых экстремистских организаций».

В письме указано, что новый закон «бесконтрольно делегирует» правительству России управление просветительской деятельностью «в полном объёме и без установления каких-либо критериев и ограничений», а это позволяет правительству широко интерпретировать волю законодателей при принятии подзаконных актов, в частности, требовать от кураторов выставок согласовывать с властями программу проведения мероприятий.

По состоянию на 16 марта письмо подписали более 1 тысячи человек.

По словам астрофизика, профессора Российской академии наук (РАН) Сергея Попова, задача поправок, связанных с просветительской деятельностью, – ввести её в сферу государственного контроля, что особенно плохо для творческой деятельности, «поправки никому не помогают, а только ограничивают». Регулирование осложнит работу просветительских проектов, а для многих волонтёрских проектов это может стать причиной для сворачивания их деятельности».

Доктор биологических наук, профессор РАН Александр Марков отметил, что одобренный документ «фактически затыкает рот тем, кто читает научно-популярные лекции, ведёт просветительскую работу».

Кандидат биологических наук, старший научный сотрудник Института проблем передачи информации им. А. А. Харкевича РАН Александр Панчин обратил внимание, что в документе не прописано, как именно будет устроен процесс одобрения научно-популярных материалов: «Всё очень абстрактно и неконкретно». По словам Панчина, потенциально законопроект подразумевает возможность для цензуры, власти смогут «запретить использовать какие-то проекты, если им такое захочется», но что будет на практике, пока сказать сложно. 

«Критика сводится к тому, что для того, чтобы бороться с экстремизмом, закон об образовании не нужен. Для этого существуют другие законы, которые прекрасно работают», – заявил доцент РГГУ, научный сотрудник НИУ ВШЭ Александр Пиперски. По его мнению, здесь идёт речь о попытке формализовать педагогическую деятельность: «бюрократизируется просветительская деятельность, которая находится вне специальных образовательных программ». Он отметил, что есть специальные образовательные программы в университетах, где, возможно, должно быть лицензирование и аккредитация. «Здесь возникает вопрос: что мы называем просветительской деятельностью? Если мы называем чтение лекций на каких-то популярных площадках, в библиотеках и так далее, то попытки всё это регламентировать приведут к тому, что люди не будут заниматься этой деятельностью», – считает он.

Ведущая YouTube-канала «Всё как у зверей» Евгения Тимонова считает, что требования этой поправки никто не будет выполнять, и «задержать всех человек» в этом случае будет крайне затруднительно.

«Мы инфотейнмент, и наш изначально развлекательный формат оказывается ценной преадаптацией к новым неблагоприятным условиям. Не исключено, что нашим коллегам это тоже пригодится. Если клоуны делают вид, что занимаются законотворчеством, научные коммуникаторы будут делать вид, что занимаются клоунадой», – сказала Тимонова.


Полная версия сайта