Новости Владивосток

Африка, Вьетнам и Таиланд: приморские рыбодобытчики ищут новые рынки сбыта из-за жёсткой политики КНР по коронавирусу

Китайская Народная Республика, похоже, закрыла границы для российской рыбы всерьёз и надолго. Транспортные суда, даже те, что стоят на рейде китайских портов, не пускают под разгрузку. Холодильные мощности на Дальнем Востоке забиты выловленной рыбой, а сбывать её некуда.

Рыбодобытчики на Дальнем Востоке пытаются отыскать новые рынки сбыта российской рыбы – в частности, минтая и иваси. По словам участников рынка, в регионе не хватает холодильных мощностей, забиты уже и холодильники в Пусане. Некоторые компании фрахтуют рефрижераторные суда и используют их как плавучие холодильники. Раньше КНР являлась основным потребителем российской рыбы, но теперь наши суда стали «незаходными».

«Больше десятка транспортов [транспортных судов. – Прим. VL.ru] стоят на рейде в Даляне уже месяц. Китай придумывает всё новые требования – тест на коронавирус, ещё тест на коронавирус у экипажа, сертификаты, тест на коронавирус у упаковки и продукции… Недавно груз иваси ушёл в Африку, но это разовое мероприятие, мы ищем другие рынки, но никто не покупает столько же, сколько Китай. Сейчас страна вообще закрыта из-за Нового года, и раньше 20-х чисел февраля ничего не решится», – говорит представитель одной из добывающих компаний.

Некоторые участники рынка полагают, что жёсткое отношение КНР к российской рыбопродукции связано с запретом на ввоз из Китая на территорию России косточковых и семечковых культур, а затем – и цитрусовых. Напомним, 21 сентября 2020 года частицы COVID-19 в КНР выявили на упаковке замороженного кальмара, импортированного из России. 27 сентября был приостановлен приём грузов с двух российских судов, приписанных к порту Владивостока, из-за коронавируса, найденного на продуктах. А 2 октября КНР приняла решение ограничить поставку рыбы и морепродуктов из России из-за случившегося.

Сейчас рыбодобытчики уже уменьшают вылов, несмотря на разгар минтаевой путины, потому что рыбу негде хранить. Эта путина может стать самой убыточной за всю историю. Суммарный объём холодильников на всём Дальнем Востоке, включая и те, которые раньше не использовали (например, на Чукотке), составляет около 120-130 тысяч тонн. Причём половину этого объёма составляют мощности Владивостокского морского порта и «Далькомхолода». По оценкам Росрыболовства, объём продукции промысла, идущей на экспорт в Китай, составляет порядка 700 тысяч тонн.

«Внутри страны есть возможности [хранения], но тут же становится вопрос переработки. Наиболее приемлемый вариант по Калининграду, который готов принять от 20 до 40 тысяч тонн минтая, в том числе с переработкой этой продукции. «Доброфлот» готов принять ещё порядка 20 тысяч тонн для переработки на филе. Есть предложение от «Дальрефтранса» – готовы разместить 5,5 тысячи тонн и доставить по железной дороге в Китай», – сообщил заместитель руководителя Росрыболовства Пётр Савчук на совещании в ведомстве.

В южнокорейском Пусане есть специально для этих целей построенный холодильный хаб – он рассчитан на несколько миллионов тонн разной замороженной продукции, в том числе, конечно, рыбной. Сейчас он весь забит российской сардиной иваси.

Фрахт рефконтейнеров тоже подорожал в 3-4 раза – от $100 до $400 за тонну, сообщает портал о логистике «Логирус».

Ассоциация организаций продуктового сектора (АСОРПС) отмечает, что перенаправлять рыбу в центральную Россию с Дальнего Востока пока не хотят – «все ждут, что откроют Китай».

Генеральный директор ООО «Камчатка Лайнс» Алексей Соболев предложил альтернативный вариант решения проблемы – зафрахтовать рефрижераторные суда и сделать из них «плавучие холодильники».

«Нанимаем большие рефрижераторные суда, которые сейчас используются для перевозки фруктов, размещаем их на Дальнем Востоке и используем как «плавучие холодильники». Это дешевле, чем заниматься перетаркой всего объёма минтая», – предложил Алексей Соболев.

Президент Ассоциации рыбохозяйственных предприятий Приморского края (АРПП) Георгий Мартынов объяснил, что вылов минтая делится на два сезона – А и Б. Первый проходит как раз сейчас, с 1 января по конец марта – начало апреля. Рыба, выловленная в этот сезон, ценится на рынке выше всего – это икряной минтай. А икра минтая высоко ценится и хорошо покупается в Южной Корее. Поэтому рыбодобытчики обычно стремятся выбрать свои квоты в первый сезон. Второй наступает осенью, в его ходе уже «добивают остатки». Всего же в этом сезоне планировалось выловить около 1 млн тонн минтая.

«Есть и другая проблема, она пока неявная, но мы будем с ней разбираться, – говорит Георгий Мартынов. – Дело в том, что если рыбодобытчики не выберут свои квоты в требуемом объёме, а это не менее 70% за каждый год в течение двух лет подряд, то они этих квот могут лишиться. А мы сейчас сталкиваемся с той ситуацией, что рыбаки уменьшили вылов рыбы из-за отсутствия площадок хранения и переработки внутри страны».

8 февраля заместитель руководителя Россельхознадзора Константин Савенков во Владивостоке провёл рабочее совещание по вопросу экспорта рыбной продукции из Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна. Он обратился к представителям профильного сообщества с предложением выработать более жёсткие требования к тестированию на наличие коронавирусной инфекции экипажей судов, которые следуют с экспортными партиями грузов в страны Азиатско-Тихоокеанского региона, в том числе в Китайскую Народную Республику.

Президент Ассоциации добытчиков минтая Алексей Буглак обратился с просьбой рассмотреть возможность оформления сертификатов здоровья сразу на контейнерную партию, предназначенную на экспорт в Таиланд или Вьетнам. Работа в этом направлении могла бы помочь разгрузить склады Приморского края под новые партии минтая.

Константин Савенков акцентировал внимание участников совещания на необходимости поиска и открытия новых стран для экспорта российской рыбной продукции, которая не вызывает вопросов с точки зрения ветеринарной безопасности.


Загружаем комментарии...

Полная версия сайта