Новости Владивосток

Минприроды поменяет законодательство для утилизации затонувших судов

Министерство природных ресурсов разработает изменения в законодательство для того, чтобы исполнить поручение премьера Мишустина по утилизации затонувших судов на Дальнем Востоке. По словам профильного вице-премьера Виктории Абрамченко, пока сделать это мешают противоречия в нормативно-правовых актах.

Только в Магаданской области требуется поднять 21 затонувшее судно, а всего таких «артефактов» в стране официально более тысячи – такие данные озвучила вице-премьер Виктория Абрамченко в интервью РБК.

«В Магаданской области есть «кладбище» из 21 корабля, которые нужно поднимать. Удивительно, конечно, что только председатель правительства увидел, что они мешают, а ведомства этого не замечали. Всего по стране их [затонувших кораблей] около тысячи, но я думаю, что это не конечное число. Ещё есть реки и другие водные объекты, которые никто никогда не обследовал», – сказала чиновница.

Как объяснила Абрамченко, российское законодательство «состоит из ловушек»: с точки зрения Гражданского кодекса заброшенные корабли — это недвижимое имущество. Поэтому требуется отыскать собственников и заставить их эту недвижимость поднять и утилизировать или переработать каким-то иным способом. Но собственника нередко не получается найти или он уже давно банкрот. Тогда включается механизм признания имущества бесхозяйным и установления права муниципальной собственности на него через суд. Публичный собственник в лице, например, Росимущества, тоже не знает, что с этими кораблями делать. Муниципалитеты самостоятельно с такой задачей не справятся.

Для того, чтобы запустить процесс, требуется подготовить изменения в законодательство в первую очередь в том, чтобы затапливать суда собственникам стало невыгодно. Владельцы уже затопленных судов должны возмещать ущерб или сами их поднимать и утилизировать. Также требуется внести поправку в Кодекс торгового мореплавания, чтобы с момента исключения корабля из официального российского реестра судоходства он считался не недвижимостью, а уже металлоломом. При этом сумма всего проекта утилизации пока не просчитана.

«Росимущество утилизирует один корабль за 5 млн рублей, другие коллеги называют просто какие-то чудовищные суммы — по несколько сотен миллионов», – говорит Абрамченко.

Также есть проблема в том, что некоторые затопленные суда становятся туристическими объектами. Так, вице-премьер привела в пример затопленный самолёт в Чёрном море – его затопили специально, туда погружаются дайверы. Но с точки зрения экологии — это мусор на дне.

«Мы сейчас думаем, как быть, — исключения прописывать? Невозможно на одну и ту же проблему смотреть с двойным стандартом. Корабль затонувший — это мусор, а специально для дайверов затопленный самолёт — это объект для привлечения туристов», – констатирует вице-премьер.

Напомним, в Приморском крае тоже есть несколько десятков затопленных судов. Во Владивостоке самое большое кладбище находится на Русском острове, в бухте Труда. Это свалка военных кораблей, частично распиленная металлистами, однако всё ещё привлекающая внимание туристов и любителей прогулок на сапах. Многие затонувшие суда — например, зверобойные шхуны в бухте Витязь, также являются объектом привлечения туристов.

Утилизировать судно или корабль необходимо для защиты окружающей среды. В России с сентября 2010 года действует Постановление № 620 «Об утверждении технического регламента о безопасности объектов морского транспорта». Согласно документу, утилизировать суда обязан собственник, причём в специализированных местах: судоверфях с оборудованными доками, с предоставлением кипы документов и сертификатов.

Отправляя судно «на разделку», владелец должен немало заплатить за работу компании, оказывающей эту услугу. Разумеется, владельцы стараются избежать дополнительных расходов на «мёртвое» плавсредство, поэтому практика утилизации судов в своих портах у нас не прижилась. «Центрами» по утилизации старых судов являются Индия, Пакистан, Бангладеш и Турция. Здесь дешевле, но не все суда могут проделать подобный путь из Приморья без привлечения дополнительных сил и средств.

Кодекс торгового мореплавания гласит, что «собственник затонувшего имущества обязан по требованию капитана морского торгового порта или капитана морского рыбного порта в установленный им срок поднять затонувшее имущество и при необходимости удалить или уничтожить его». Существует также международная конвенция по страхованию судов на случай их гибели и затопления, принятая в 2015 году. В Японии, например, требуется, чтобы все суда, заходящие в её воды, были застрахованы. В этом случае затонувшее судно будет поднимать страховая компания и расходы с собственника будет взимать она же. Но Россия к конвенции не присоединилась, поэтому портовым властям остаётся только бегать за собственником или разыскивать его по всем возможным каналам и просить убрать судно.

Обязать судовладельца администрация порта может только через суд. Но если собственником является иностранное лицо или хозяин скрывается, то никаких инструментов воздействия на него нет.


Последние новости

09:17, 22 октября 2020
Рубрика: Афиша
Группа Louna отметит десятилетие во Владивостоке
07:00, 22 октября 2020
Рубрика: Владивосток
Сегодня во Владивостоке 12…14 °С

Загружаем комментарии...

Полная версия сайта