Новости Владивосток

На портовых причалах могут разрешить хранение агрохимикатов

Госдума в первом чтении приняла поправки в Водный кодекс России, которые разрешают хранить агрохимикаты в портах. Раньше эти зоны считались водоохранными. По мнению депутатов Госдумы, положение документа тормозит развитие портовой инфраструктуры.

Агрохимикаты – это удобрения химического или биологического происхождения, предназначенные для питания растений и регулирования плодородия почв. Они не безопасны для человека, могут стать причиной отравлений при использовании, так как в их состав входят вредные химические вещества: соединения азота, фосфора, калия, мышьяка, меди, серы и другие.

Инициатива, как сообщает официальный сайт Госдумы, направлена на увеличение экспорта отечественной продукции за рубеж с помощью морских путей. Пока статья 65 Водного кодекса устанавливает водоохранную зону моря в 500 метров, и хранить агрохимикаты и строить комплексы по их перевалке в указанной зоне нельзя. Однако, как сообщается в пояснительной записке к поправкам, данное ограничение может привести к полной остановке перевалки указанных грузов в российских портах.

Существующие портовые мощности, построенные до введения запрета на размещение складов агрохимикатов в водоохранной зоне, не позволяют переваливать увеличивающиеся объёмы продукции. Поправки, принятые в первом чтении, предлагают изменение 65-й статьи Водного кодекса: снятие запрета по хранению агрохимикатов на территориях портов. Данная поправка, указывается в тексте пояснительной записки, будет способствовать снятию ограничения по развитию портовой инфраструктуры, переориентации грузопотоков из морских портов сопредельных государств, наращиванию экспорта и строительству новых терминалов по перевалке агрохимикатов.

Одновременно вводится запрет на строительство новых специализированных хранилищ агрохимикатов в границах прибрежных защитных полос – 30-50 метров от кромки моря в зависимости от уклона береговой полосы.

Зато хотят разрешить хранение агрохимикатов в границах прибрежных защитных полос в специализированных хранилищах, введённых в эксплуатацию до 1 января 2013 года и расположенных на территориях портов, что позволит использовать ранее построенные и действующие в настоящее время терминалы для перевалки агрохимикатов. В указанной зоне расположены ряд действующих складских комплексов (например, комплексы по перевалке удобрений в городах Туапсе, Мурманск).

В соответствии с общей схемой хранения и перевалки агрохимикатов на территориях портов запасы агрохимикатов накапливаются в крытых складах большой ёмкости (до 60-75 тысяч тонн), после подхода судна к терминалу они перегружаются в трюм судна с использованием закрытых конвейерных лент и специальной погрузочной машины, что обеспечивает быструю и безопасную погрузку, а также безопасное хранение необходимых объёмов продукции.

Чтобы исключить отрицательное воздействие на качество водных ресурсов, законопроектом предусмотрены нормы, обязывающие строить такие хранилища только при наличии положительного заключения Государственной экологической экспертизы (ГЭЭ).

Как водится, депутаты упоминают и мировую практику – запретов на подобное хранение нет в крупных портах Европы, Америки, странах Ближнего Востока и Азии, а также в Прибалтике и Украине. Там склады агрохимикатов в портах располагаются в непосредственной близости от береговой линии, что обеспечивает минимизацию рисков негативного влияния на окружающую среду при перевалке данного вида груза (пыление, просыпание продукта). Отсутствие дополнительных операций по перегрузке позволяет сохранять товарный вид и качество продукции (сохранять гранулы, уменьшать механическое воздействие на продукт), а также минимизировать расходы и время, затрачиваемые на перевалку.

Комитет по транспорту и строительству рекомендовал принять законопроект в первом чтении, но доработать ко второму. В частности, круг портов, на территории которых допускается хранение агрохимикатов, следует ограничить только морскими портами, их перечень должен быть утверждён правительством. Такие порты не должны находиться на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, лесопарковым, курортным, лечебно-оздоровительным, рекреационным зонам, водосборным площадям подземных водных объектов, которые используются в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.

Кроме того, необходимо законодательно определить перечень портов, на территории которых расположены хранилища агрохимикатов, ведённые в эксплуатацию до 1 января 2013 года.

В заключении комитета также указано на необходимость технического регламента, устанавливающего современные требования к хранилищам агрохимикатов на территории порта.

Приморский край новшества тоже могут коснуться: напомним, в Находке хотят построить завод минеральных удобрений, большая часть продукции которого будет направляться на экспорт. Местные жители выступают против строительства завода, им вторят экологи – Находка и так уже перегружена вредными и опасными производствами, а проект НЗМУ пока не проходил требуемых экспертиз. Тем не менее площадку для его строительства уже подготовили. Территорию площадью 84 гектара зачистили от зелёных насаждений.

Сейчас общественность и экологи выступают за закрытие проекта и выходят на митинги. Руководство НЗМУ во время онлайн-дискуссии с жителями озвучивало вариант отказа от стройки.


Последние новости

18:00, 10 августа 2020
Рубрика: Общество
Астрологический прогноз на вторник

Загружаем комментарии...

Полная версия сайта