Новости Владивосток

Сжигание вместо переработки: в России не готовы делать из мусора вторсырьё

Реформа «мусорной» отрасли, которая должна была превратить её в технологический сектор, где отходы воспринимаются как сырьё, а приоритет отдаётся их переработке и вовлечению во вторичный оборот, развернулась в сторону роста числа мусоросжигательных заводов и полигонов. Рекультивация несанкционированных свалок в регионах откладывается на неопределённый срок, а больше всего таких мест – на Дальнем Востоке и юге Сибири.

Проект федеральной схемы обращения с ТКО госкомпании «Российский экологический оператор» сконцентрирован на строительстве объектов захоронения и сжигания отходов, пишет «Коммерсантъ». В открытом доступе проекта нет. В ней, по замыслу профильных ведомств, должны быть учтены все имеющиеся в стране «мусорные» мощности, потоки отходов, а также планируемая к размещению в будущем инфраструктура. Сейчас документ обсуждается с заинтересованными чиновниками. Проект предполагает строительство и реконструкцию 868 «мусорных» объектов (700 новых), включая 148 предприятий по сжиганию мусора общей мощностью 4,3 млн тонн в год. Минимальная стоимость инфраструктуры оценена в 101 млрд рублей.

Свалки, работа которых должна быть прекращена, в федеральной схеме разделены на три типа: 426 несанкционированных свалок, 571 санкционированная свалка (не вошла в госреестр объектов размещения отходов), 556 мест хранения отходов.

Представитель РЭО рассказал РБК о том, что больше всего несанкционированных свалок находятся в регионах с затруднённой транспортной доступностью. Это Дальний Восток, юг Сибири и Северный Кавказ.

«Это зоны, где, к сожалению, в силу большого количества удалённых населённых пунктов и низкого уровня жизни не хватает легально созданных полигонов и других объектов, чтобы организовать обращение с отходами надлежащим образом», – сказал представитель РЭО.

Несанкционированных свалок в России на самом деле гораздо больше, но в федеральной схеме отмечены только те, которые до сих пор использовались централизованно и на которые десятилетиями свозились отходы.

Росприроднадзор, например, собрал информацию о более чем 27 тысячах несанкционированных мест размещения отходов в России, выявленных в 2019 году. Из них 18 тысяч было ликвидировано, осталось около 9 тысяч свалок разного размера и для разных видов отходов.

Со свалками будут бороться путём сжигания отходов. Планы «Ростеха» построить ещё 25 мусоросжигательных заводов пока в документе не учтены – но схема будет обсуждаться с бизнесом и регионами до осени, и, скорее всего, они в ней появятся.

Также в планах – постройка и модернизация 351 полигона (253 новых) мощностью 22,9 млн тонн (минимум 115,7 млрд рублей) и 355 сортировочных станций (51,9 млн тонн, 201,8 млрд рублей) – всего в России образуется порядка 70 млн тонн ТКО в год, из них 35% – пищевые. 53 станции предполагают компостирование отходов, 24 – производство топлива RDF (измельчение и прессование полезных фракций для того же сжигания). Предприятий же по переработке среди новых объектов – не более десяти, в основном это также мощности по компостированию или производству RDF.

В этом виде документ явно противоречит и целям реформы управления отходами, и обновлённому на старте «мусорной» реформы законодательству – в нём сжигание и захоронение отходов стоят на последнем месте в перечне приоритетов государственной политики.

Сама же реформа запускалась ради создания современной системы управления ТКО – снижения объёма захоронения отходов и максимального вовлечения полезных фракций во вторичный оборот. Но по факту проект Российского экологического оператора не создаёт отрасль обращения с ТКО, а направлен на формальное выполнение целей нацпроекта «Экология» – он оказался худшим по исполнению в 2019 году. По нему к 2024 году на переработку должно направляться 36% всех отходов в стране против менее 10% сегодня. Из предложенной схемы, где большинство объектов названо «энергетической утилизацией», понятно, что Минприроды и РЭО, ответственные за реализацию нацпроекта, используют для этого возможности принятых в декабре 2019 года поправок к базовому закону, приравнивающих энергетическое сжигание мусора к переработке.

Чиновники Минпромторга и Минприроды, говоря об энергетическом сжигании, ссылаются на «ведущий метод за рубежом». В частности, мусор сжигают в странах с энергодефицитом. Однако энергомощности уже пяти мусоросжигательных заводов «Ростеха» избыточны – в России в принципе нет их дефицита. К тому же заводы убыточны без госсубсидий и тарифных надбавок – не говоря уже о том, что не решён вопрос утилизации их токсичной золы.

«Действующие мощности по переработке регулятору выгодно считать достаточными. В ином случае придётся выстраивать работу так, чтобы их загружать. Проще и дороже сжечь», – считают эксперты.

Существующие мощности по переработке мусора недозагружены, но чтобы их загрузить, необходимо организовывать раздельный сбор – в схеме РЭО есть только упоминание о нём, но отсутствуют предпосылки к его появлению.

«Сегодня сжигание – лучший метод, учитывая морфологический состав российских отходов», – заявили в Минпромторге, фактически подтвердив отсутствие у чиновников намерений создавать систему переработки отходов, которая должна увеличить поток полезных фракций и уменьшить поток отходов для сжигания даже в отдалённом будущем.

«Просчитать бизнес-модель, оценить потребности в мощностях и принять грамотные решения о новых объектах документ не позволяет. Вместо того чтобы просто собирать данные от регионов и строить в каждом субъекте дорогостоящую мусоросортировочную станцию, нужно было просчитать, как оптимизировать потоки отходов, чтобы мощности действительно были соизмеримы объёму образования ТКО», – отмечает зампред отраслевого комитета «Деловой России» Наталья Беляева.

По её словам, многие действующие объекты, которые невыгодны местным чиновникам, в федеральную схему не вошли (использовать такие полигоны, заводы, мусоросортировочные станции и другие объекты запрещено). Однако схема РЭО должна была лишь консолидировать объекты территориальных схем, разработанных субъектами РФ, поэтому к ней возникают вопросы не только у экспертов, но и у чиновников из регионов.

Большое число новых полигонов в РЭО объясняют тем, что «целесообразнее строить новые, современные полигоны, которые обеспечивают защиту почвы, воды от попадания фильтрата, чем использовать существующие, где такой защиты нет».

«В федеральной схеме присутствует большое количество новых сортировок, а объёмы отсортированных фракций будут направляться на объекты по утилизации вторичных ресурсов», – говорят в РЭО.

Экологический оператор считает, что несанкционированные свалки в будущем необходимо рекультивировать. Но денег на это в федеральном бюджете не хватит: бюджет проекта «Чистая страна» включает рекультивацию 191 свалки до конца 2024 года и составляет 124 млрд рублей.


Загружаем комментарии...

Полная версия сайта