Новости Владивосток

Российским верфям спишут долги и реструктурируют кредиты

Правительство утвердило программу финансового оздоровления Объединённой судостроительной корпорации, общий объём проблемных долгов которой составлял 68 млрд руб. Значительная часть долгов приходится на дальневосточные предприятия.

Судостроительной корпорации будет выделено из бюджета 30 млрд рублей, а кредиты ещё на 38 млрд рублей будут реструктурированы, пишет «Коммерсантъ». Эксперты считают, что в обмен на это корпорация должна взять на себя обязательства по исполнению контрактов и оптимизации производства.

Сама корпорация и профильные министерства тему не комментируют, но в аппарате вице-премьера Юрия Борисова подтвердили, что программа финансового оздоровления корпорации рассмотрена и одобрена правкомиссией, отказавшись комментировать её детали.

Предприятия, попавшие в программу оздоровления ОСК, пока не названы. Эксперты отмечают, что за редким исключением накопленные убытки прошлых лет и, соответственно, привлечение кредитов на их покрытие характерны для всех заводов, доставшихся ОСК от частных владельцев. Наиболее острая ситуация с долгами верфей на Дальнем Востоке, в первую очередь у Амурского судостроительного завода (АСЗ), который в 2019 году просил о докапитализации на 14 млрд рублей, а также у Хабаровского завода. Кроме того, о необходимости докапитализации неоднократно сообщало руководство Выборгского судостроительного завода, у которого из-за накопленной долговой нагрузки в 8,5 млрд рублей начались проблемы с исполнением текущих заказов по строительству рыбопромысловых судов.

Проблема накопленных убытков прошлых лет может быть актуальна для петербургских Балтзавода и «Северной верфи», которые до 2012 года входили в финансово-промышленную группу опального олигарха Сергея Пугачева, владельца обанкротившегося Межпромбанка. Кроме того, на помощь может претендовать и прибалтийский «Янтарь», который ранее вместе с АСЗ входил в Концерн средне- и малотоннажного кораблестроения Михаила Хейфеца, эмигрировавшего в Израиль.

В сложившейся ситуации предприятия вынуждены значительную часть своей выручки направлять на выплату процентов по кредитам. Зачастую совокупные обязательства из-за растущей долговой нагрузки превышают активы, что приводит к дефициту собственных средств и проблемам с расчётами с поставщиками и подрядчиками. Кроме того, проблемы растут из-за девальвации рубля, санкций, увеличения сроков строительства судов и недофинансирования. Чтобы выплачивать кредиты по действующим процентным ставкам, рентабельность заказов должна быть не меньше 10%, а в реальности она составляет порядка 3–5%.

Частичное списание долгов и реструктуризация облегчат жизнь заводам, но проблему низкой рентабельности не решат, считают участники отрасли. Нехватка оборотных средств останется, но высвободится объём кредитного лимита, на который можно будет взять новый заём. Правда, есть и опасения, что решение списать долги не все предприятия заставит эффективно работать. Процесс перекредитования может начаться заново.


Загружаем комментарии...

Полная версия сайта