Новости Владивосток

Правая рука Путина: чем запомнилось премьерство Дмитрия Медведева

Дмитрий Медведев в качестве главы правительства России запомнится неуверенностью, нерешительностью и провальными реформами. Во всем зависимый от Владимира Путина, он почти не принимал самостоятельных решений, даже в свой единственный президентский срок.

Карьера Медведева в кабмине началась в ноябре 2005 года, когда он стал первым заместителем председателя правительства – с задачей курировать приоритетные проекты. Затем, в 2008 году, при поддержке «Единой России» он стал президентом, а после возвращения Путина в главное кресло страны в 2012 году стал уже премьер-министром.

Не реформатор

К моменту назначения Медведева председателем правительства экономика России вышла из финансового кризиса 2008 года, но попала в смысловой тупик, пишут «Ведомости». Докризисная модель роста, основанная на потребительском спросе, себя исчерпала. Требовался переход на инвестиционную модель, необходимо было также проводить реформы – сокращать долю государства в экономике, улучшать инвестиционный климат.

Частично такие задачи были в программе Медведева-президента, но стать реформатором он так и не смог. Став премьером в 2012 году, Медведев столкнулся с необходимостью исполнять «майские указы», по которым чиновники должны были увеличить долю инвестиций в ВВП, производительность труда, упростить ведение бизнеса, повысить зарплаты и так далее.

Но серьезных реформ так и не было проведено, говорит главный экономист BCS Global Markets Владимир Тихомиров. А в 2014 году экономика России пережила идеальный шторм: падение цен на нефть (со $115,2 за баррель в июне 2014 года до минимума с начала 2000-х годов, $27,5 в 2016 году), введение санкций из-за присоединения к России Крыма и ответных российских санкций против западных, девальвация рубля. Уже в 2014 году рост экономики замедлился до 0,7% по сравнению с 3,7% в 2012 году. Одновременно произошел рекордный отток капитала, а прямые иностранные инвестиции рухнули до минимума за весь постсоветский период. В 2015 году спад ВВП увеличился до 2,3%, и продолжалась эта ситуация до начала 2016 года.

Стабилизатор

Кризис сильно ударил по людям: девальвация вкупе с ограничением предложения продовольствия из-за антисанкций спровоцировали инфляционный шок – ускорение роста цен до 11,4% к концу 2014 года. Реальные располагаемые доходы россиян начали падать уже в 2014 году. К 2016 году падение составило 5,9%. К формальному росту они перешли только в 2018 году – и то выросли лишь на 1,1%. Рост цен на нефть, от которого ожидали многого, уже не привел к росту экономики. Денег у людей становилось все меньше, так что властям пришлось перейти к бюджетной консолидации – федеральные расходы сокращались от 5 до 10% вплоть до 2018 года, когда было одобрено новое бюджетное правило.

Единственным успехом властей во времена премьерства Медведева стали макроэкономические реформы: переход к таргетированию инфляции, стабилизация бюджетных расходов и новое бюджетное правило. Но хотя правительство добилось бюджетной стабильности, практически неуязвимой для краткосрочных рисков, рост экономики остался на минимальных уровнях, а рост доходов населения так и не возобновился.

Нерешительный

Чиновники правительства и администрации президента говорили, что кризис дает шанс на реформы. Но шансом не воспользовались. И в итоге оба раза правительства Медведева с выполнением указов Путина 2012 и 2018 годов не справились. У правительства все это время планы были амбициознее и ожидания были выше, чем то, что позволяла экономика. Кроме того, рычаг воздействия был недостаточным – постоянно разрабатывались программы развития, многие из них даже были стратегически верными, но большая доля госсектора, политический дисбаланс – все это мешало реализовывать планы.

Почти все совещания у Медведева заканчивались ничем, вспоминают два федеральных чиновника, – премьер не любил принимать на себя ответственность за сложные решения, поэтому все ключевые реформы согласовывались напрямую с президентом. Например, президент «Ростеха» Сергей Чемезов просил Путина назначить «РТ-инвест» без конкурса оператором системы взимания платы с грузовиков «Платон». И затем правительство отменило конкурс и назначило «РТ-инвест».

Так было и с налоговой реформой, которую правительство обсуждало несколько лет: все обсуждение в правительстве свелось к противостоянию финансового и социального блоков, которые не могли договориться, проводить ли налоговый маневр – снизить ставку страховых взносов, одновременно повысив НДС. А в итоге власти решили повысить НДС с 18 до 20% и не компенсировать это повышение снижением нагрузки на социальные взносы. Медведев не играл стратегической роли в системе правительства, зато был правой рукой Путина, чтобы правительство было подконтрольно президенту. Решимости на принятие решений ему во многом не хватало.

Неамбициозный

Особенно явно слабость правительства Медведева проявилась в 2019 году, когда власти начали выполнять новые национальные проекты президента. На основании нового майского указа Путина были разработаны нацпроекты общей стоимостью 25,7 трлн рублей, из которых 13,2 трлн потратит федеральный бюджет, еще 4,9 трлн – регионы. Власти рассчитывали, что в ответ 7,5 трлн рублей вложит бизнес.

Часть денег на национальные проекты власти изъяли у населения и бизнеса, повысив с 2019 года НДС с 18 до 20%. Решение дорого обошлось экономике – риски ускорения инфляции вынудили ЦБ ужесточить денежно-кредитную политику. Но несмотря на высокие ожидания, еще за год разогнать экономику такими деньгами не удалось: правительство опасалось невнимательно раздать государственные деньги, а потому тормозило кассовое исполнение. В итоге Центральному банку из-за низкой инфляции и медленного расходования бюджета пришлось пять раз за год опускать ключевую ставку, а исполнители национальных проектов попытались выполнить годовой план за несколько последних дней года.

Вероятно, логика отставки правительства заключалась именно в том, чтобы заменить Медведева на более амбициозного и активного управленца, который сможет организовать рывок экономики на созданной базе макроэкономической стабильности, накопленных резервов и запланированных нацпроектов. Таким человеком Путин посчитал Мишустина, а для Медведева, чтобы было не совсем обидно, будет создана новая должность — заместитель председателя Совбеза.

Зависимый

Политологи не исключают, что Медведев снова может стать президентом – правда, больше «мальчиком для битья» с еще более урезанными полномочиями. Он возьмет на себя весь народный негатив, став фактически «аппаратным президентом».

«Проблема Медведева заключается в том, что он попытался стать самостоятельным только во второй половине своего президентства, – считает первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин. – К числу принятых им решений можно отнести увольнение мэра Москвы Юрия Лужкова из-за утраты доверия, назначение нескольких генералов МВД, во внешней политике – то, что в ситуации вокруг Ливии пошел сильно навстречу Западу, и т. д. Тогда у него, видимо, были планы пойти на второй срок. Переломной можно назвать большую пресс-конференцию весной 2011 года, на которой, как ожидали многие, он объявит, что будет баллотироваться на второй срок».

Но планы Медведева обломал Путин, сформировавший тогда Общероссийский народный фронт, утверждает Макаркин. В его состав вошла значительная часть людей, на которых рассчитывал Медведев как президент. Тогда и стало ясно, что второго президентского срока у него не будет, и Медведев согласился быстро уйти, за что получил должность председателя правительства.

И пенсионная реформа не была решением Медведева, уверен политолог, скорее подготовка и внесение крайне непопулярного законопроекта было условием того, что он останется премьер-министром. Если бы не согласился, он бы еще тогда потерял пост премьера, полагает Макаркин. А после пенсионной реформы от Медведева еще больше дистанцировалась его партия «Единая Россия», председателем которой он был выбран. «Единая Россия» и раньше любила называть себя партией Путина, а уж сейчас – тем более, несмотря на то, что формально Медведев все еще ее председатель.


Загружаем комментарии...

Полная версия сайта