Новости Владивосток

«Атомфлот» хочет вывозить рыбу с Дальнего Востока по Севморпути

«Росатом» изучает возможность сделать Северный морской путь конкурентом железным дорогам по вывозу рыбы с Дальнего Востока. Для этого в распоряжении госкорпорации есть атомный лихтеровоз «Севморпуть». Экономика маршрута пока не просчитана, но эксперты указывают на то, что транспортировка единственного типа груза на неприспособленном для этого судне может сделать путь даже дороже.

«Росатом» и входящее в него ФГУП «Атомфлот» могут запустить судоходную линию для перевозки рыбы по Северному морскому пути с помощью атомного лихтеровоза «Севморпуть» уже в третьем квартале, сообщает «Коммерсантъ». Пока это единственное судно, способное перевозить грузы, имеющееся в распоряжении госкорпорации.

Дирекция СМП «Росатома» анализирует инфраструктуру портов Дальнего Востока, Мурманска и Архангельска для оценки экономической целесообразности. В Росрыболовстве говорят, что морские перевозки рыбы значительно дешевле, однако экономика маршрута по Севморпути еще не просчитана. Эксперты и рыбопромысловые компании указывают на необходимость регулярных рейсов по СМП с привлечением более дорогих грузов для снижения удельной стоимости перевозок рыбы.

Наиболее перспективна может быть транспортировка рыбы из Петропавловска-Камчатского до Мурманска, говорится в справке «Росатома», это позволит сократить транспортные расходы по сравнению с железной дорогой. Прорабатывается и дозагрузка лихтеровоза другими грузами с Дальнего Востока, а также формирование обратной грузовой базы. В «Росатоме» уточнили, что идут консультации, «точного представления о финансовой и инфраструктурной составляющей нет». Для полной проработки вопроса потребуется около полутора месяцев – надо определить потенциальных интересантов, грузовую базу, объемы вложений, а затем сделать выводы о коммерческой целесообразности проекта.

В Росрыболовстве заявили, что на площадке агентства создана рабочая группа по организации постоянной линии для транспортировки рыбной продукции по СМП, заседание должно состояться в феврале, и один из вопросов – даты рейсов лихтеровоза в 2019 году. В агентстве считают, что это позволит увеличить объемы, повысить качество продукции, снизить логистические издержки (судно с Камчатки в Архангельск идет 10-12 дней) и количество посредников. Ежегодно с Дальнего Востока на запад отправляется около 700 000 тонн рыбной продукции, по Северному морскому пути – лишь 10 000-15 000 тонн (в 2018 году так делали «Доброфлот» и «Норебо»). По предварительным расчетам, если лихтеровоз будет работать пять месяцев в году, то в центральную Россию можно перевезти 50 000-70 000 тонн рыбы, отмечают в Росрыболовстве.

Дальневосточные рыбопромышленники считают транспортировку таким путем очень перспективным развитием отрасли, поскольку морской тип транспорта – самый дешевый.

«Вопрос перевозки рыбопродукции по Севморпути обсуждается давно, – сказал президент Ассоциации рыбохозяйственных предприятий Приморья Георгий Мартынов. – Более того, летом мы вместе с Росрыболовством и "Атомфлотом" проводили совещание по этому поводу. И члены ассоциации, ГК "Доброфлот", эти перевозки уже осуществляют. Правда, не до Санкт-Петербурга, а до Мурманска —  Архангельска, но все же они есть. Что касается Севморпути – это очень перспективно по двум причинам. Во-первых, самый дешевый транспорт, конечно, водный. А если еще "Атомфлот" пойдет нам навстречу и снизит ставки за ледовые проводки. Почему-то суда с рыбопродукцией проводятся по другим расценкам, в отличие от прочих природных ресурсов. Надо уравнять их, надо сделать ледовую проводку рентабельной.

Во-вторых, откровенно говоря, качество обслуживания на железной дороге оставляет желать лучшего. У нас уже не остается железнодорожного подвижного состава. Тот, что был, скоро спишут. Также в РЖД все время вводят какие-то новации. Вот и сейчас в федеральное законодательство вносят изменения, которые фактически снимают с них ответственность за сохранность перевозимых грузов. Это все побуждает рыбаков действительно рассматривать вопрос перевозки грузов по СМП».

Впрочем, по мнению рыбопромышленников, лихтеровоз вряд ли сможет систематически перевозить рыбу. Это неспециализированное судно, которое строилось для других целей – для обеспечения так называемого северного завоза, снабжения поселков заполярного круга. Возить рыбу им можно при определенном переоборудовании, но это будет долго. Если заниматься системными перевозками, то нужен контейнерный флот с возможностью погрузки рефрижераторов и сухих контейнеров.

Маршрут по Северному морскому пути вполне может стать конкурентом РЖД. В Росрыболовстве отмечали, что стоимость доставки рыбы из Владивостока до Москвы в высокий сезон по железной дороге составляла 15,5 рубля за килограмм, а по морю – 11 рублей. Глава Ассоциации операторов рефрижераторного подвижного состава Михаил Синев отмечает, что перспективы роста перевозок скоропорта – в существенном снижении тарифов для перевозки контейнеров по железной дороге.

В РЖД говорят, что ускоренные рыбные поезда идут до станций Московской железной дороги восемь суток, можно отправлять три поезда в сутки, а также включать рефконтейнеры в ускоренные контейнерные поезда. В 2018 году отправка рыбы с Дальнего Востока упала на 3%, до 582 000 тонн. Транспортная составляющая в розничной цене этой рыбы на западе – около 15 рублей за кило, или 7%, но это не является критическим фактором при отправке морепродуктов по железной дороге. Основная проблема при перевозках рыбы в рефконтейнерах – порожний пробег, говорят в РЖД, добавляя, что для них на ряде направлений установлена скидка 20,4% без закрепления гарантированных объемов.

Справка: лихтеровоз «Севморпуть» работает на СМП и Дальнем Востоке с 1988 года, способен проходить льды до 1 м. Вместимость – 1328 20-футовых контейнеров, включая 104 рефконтейнера, в планах дооснастка до 450 рефконтейнеров.


Загружаем комментарии...

Полная версия сайта