Новости Владивосток

ГИБДД и Минздрав хотят наказывать водителей за употребление фенобарбитала или димедрола за рулем

Водителей, возможно, будут наказывать за употребление лекарств, вызывающих одурманивающий эффект, например, фенобарбитала или димедрола. ГИБДД и Минздрав начали подготовку соответствующих поправок к КоАП. В Госдуме уже предложили ввести наказания для граждан, которые употребили лекарства «в терапевтических целях», несмотря на предостережение инструкции к препарату, и для наркоманов, «глотающих таблетки пачками» для получения одурманивающего эффекта. Медицинские эксперты к инициативе отнеслись настороженно, пишет «Коммерсантъ».

О законодательном пробеле, позволяющем гражданам в состоянии опьянения уходить от ответственности, рассказал врио замначальника ГИБДД России Александр Быков.

При проведении медицинского освидетельствования, напомним, врач берет у водителей на анализ мочу и в ряде случаев кровь. При обнаружении спирта, наркотических и психотропных веществ медработник выносит заключение: «Состояние опьянения установлено». Оно в свою очередь ложится в основу материалов, которые отправляются в суд для наказания водителя (лишение прав и штраф 30 тысяч рублей).

Но при обнаружении веществ, входящих в состав лекарственных препаратов, такое заключение вынести нельзя, поскольку это не предусмотрено законодательством. В Москве в 2017 году, например, выявлено 244 подобных случая – чаще всего у водителей в организме был обнаружен фенобарбитал (назначается в качестве седативного препарата). В материалах ГИБДД упоминаются также случаи с димедролом. При этом есть единичные случаи, когда врачи, обнаружив содержание лекарств в крови, выносили заключение о состоянии опьянения и потом суды наказывали водителей лишением прав. По словам Быкова, ГИБДД начала проработку «предложения» об изменении ст. 12.8 КоАП РФ таким образом, чтобы ответственность наступала и за употребление лекарства; идею эту поддерживают в Минздраве.

Первый зампред комитета Госдумы по госстроительству Вячеслав Лысаков концептуально идею поддержал, заметив, что разработка законопроекта должна находиться «полностью в компетенции Минздрава, который почему-то проявляет удивительную пассивность в этой сфере». Ведомство, считает депутат, должно определить группы препаратов и дозы, превышение которых будет считаться нарушением. В законопроекте нужно прописать два состава правонарушения: первый – с более мягкими санкциями – для граждан, которые приняли препарат в терапевтических дозах, но в нарушение инструкции к лекарству сели за руль; второй – с более жестким наказанием – для наркоманов, «глотающих таблетки пачками» для получения эффекта одурманивания. Последних, считает Лысаков, можно лишать прав и ставить на учет в наркодиспансере.

Решить описанную ГИБДД проблему довольно сложно, пояснил завотделением медосвидетельствования на состояние опьянения Московского научно-практического центра наркологии Владимир Егоров. «Тяжело прописать в отношении лекарств четкие критерии, как в случае с алкоголем, – пояснил он. – Разные лекарства по-разному действуют в зависимости от дозы, состояния организма конкретного человека».

Еще одна проблема, пояснил Егоров, в инструкциях к лекарствам: разные производители по-разному формулируют ограничения к вождению. В инструкции по применению димедрола, к примеру, сказано обтекаемо: пациенты, «занимающиеся опасными видами деятельности, требующими повышенного внимания и быстрых психических реакций, должны соблюдать осторожность». Может не быть вообще информации об ограничениях, это зависит от производителя препарата, поясняет Владимир Егоров. «Врач, выписывая препарат, должен предостеречь пациента от управления автомобилем, – говорит он. – Сделал он это или нет, проконтролировать невозможно».

Учесть эти нюансы в законодательстве трудно, считает Егоров, а прописывать «общие нормы, которые будут трактовать как хочется», бессмысленно. Ряд препаратов (например, корвалол) в отличие от алкоголя держатся в крови по несколько недель, отметил главный редактор программы «Главная дорога» Илья Скрябин, и есть риск, что, употребив их однажды, водитель долго будет оставаться в зоне риска быть наказанным.


Загружаем комментарии...

Полная версия сайта