Новости Владивосток

Затор в ТОР: Счетная палата нашла серьезные нарушения на территории опережающего развития «Большой Камень»

Счетная палата России и КСП Приморья проверили, как расходуются деньги, пришедшие из бюджета страны в бюджет Большого Камня в связи с упразднением ЗАТО, а также средства, предназначенные на развитие ТОР, и нашли нарушения. Дороги не строятся, сети изношены, котельные не подключаются к газу. Проверка проводилась с 25 мая по 26 сентября 2018 года и касалась периода с 2016 года по текущее время. Документ за подписью аудитора СП РФ Росляка и главы КСП Приморья Высоцкого имеется в распоряжении редакции VL.ru.

Переход от ЗАТО к городу

Напомним, ЗАТО Большой Камень упразднил своим указом президент с 1 января 2015 года. 1,5 года правительство дало администрации края на «переходный период» из ранга закрытого административно-территориального образования к статусу города. В это время власти региона должны были, например, зарезервировать земли для государственных и муниципальных нужд «в целях реализации инвестиционных проектов», а также перевести землю под инвестпроекты резидентов ТОР от Минобороны в земли населенных пунктов. И ничего этого не сделали.

Из бюджета страны в рамках трансфертов в город пришло 304 883 100 рублей в 2015 году, по 294 538 600 рублей в 2016 и 2017 годах – причем Минфин эти дотации предоставил «без заключения соответствующих соглашений», сказано в отчете СП.

С 1 января дотации из федерального бюджета кончились. И уже в текущем году в городе не хватило 343 544 280 рублей. 189 257 700 из них – на ремонт пригородной дороги и моста. Правительство давало поручение «федеральным органам исполнительной власти совместно с администрацией Приморского края представить согласованные предложения по оказанию финансовой помощи из федерального бюджета в 2018-2020 годах». Но вопрос по состоянию на 17 сентября решен не был. А в зиму дорогу ремонтировать, понятное дело, никто не станет.

Налоги от резидентов

Резиденты ТОР в 2016-2025 годах заплатят, по расчетам, 15 577 640 000 рублей налогов, сборов и иных обязательных платежей. При этом бюджетные затраты, которые появляются из-за создания ТОР «Большой Камень», больше этой суммы на 11 897 090 000 рублей. «Общий объем выпадающих доходов внебюджетных фондов в связи с применением резидентами ТОР «Большой Камень» пониженных тарифов в период 2016-2025 годов составит 12 856 58 000 рублей», – сказано в результатах проверки. Недополучат свое, в частности, Пенсионный фонд, соцстрах, ФОМС.

«Общий объем выпадающих и недополученных доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в связи с созданием ТОР «Большой Камень» в период 2016-2025 годов составит 14,6 млрд рублей, в том числе в федеральный бюджет – 137,86 млн рублей, региональный бюджет – 14,42 млрд рублей и местный бюджет – 58,94 млн рублей».

На момент проверки в ТОР было 14 резидентов. Было бы 15, но с ООО «Комплексный завод строительных изделий» соглашение уже расторгнуто, а с ООО «СТРОЙСЕРВИС-ДВ», ООО «Заимка» и ООО «ВостокЭнергоХолдинг» – в стадии расторжения. «Общая сумма инвестиций по соглашениям об осуществлении деятельности составляет 210,7 млрд рублей, осуществлено инвестиций в объеме 14,8 млрд рублей, создано 1821 рабочее место, из них 1439 высокопроизводительных рабочих мест», – говорится в документе Счетной палаты.

Правда, как сказано в результатах проверки, за тем, как резиденты выполняют «соглашения об осуществлении деятельности», Минвосток не следил. Да и документа, который бы регламентировал, как следить, нет. И утвержденного графика проверок резидентов тоже нет.

Планирование — слабая сТОРона

28 января 2016 года создана ТОР «Большой Камень» с объемом федерального финансирования 3 152 000 000 рублей (краевого финансирования не предусмотрено). С планированием на территории опережающего развития у ведомств на всех уровнях не задалось.

Аудитор Счетной палаты отмечает, что в краевых документах стратегического планирования не указаны мероприятия, которые уже реализует или собирается реализовывать в ТОР Корпорация развития Дальнего Востока. «Стратегия социально-экономического развития городского округа Большой Камень и план мероприятий по реализации стратегии социально-экономического развития городского округа не утверждены», – также сказано в отчете. Администрация края должна была скорректировать схему территориального планирования и согласовать с Минвостокразвития – не сделала. А текущая схема не учитывает важные объекты инфраструктуры: дороги, сети электричества, водоснабжения и водоотведения.

Программу развития инвестиционной и предпринимательской деятельности приморские власти тоже не разработали.

За десять лет с 2016 по 2026 год, по утвержденным оценкам, на строительство объектов инженерной и транспортной инфраструктуры ТОР надо будет потратить 7 298 000 000 рублей. Тем временем в генплан городского округа Большой Камень не добавлены четыре кадастровых квартала, которые включены в ТОР. А проект планировки ТОР до сих пор не утвердило Минвостокразвития.

Кстати, документы по планировке ТОР должна готовить только управляющая компания, а принимать решения о подготовке такой документации – уполномоченный федеральный орган. Однако министерство, как говорится в отчете СП РФ, утвердило восемь документаций по планировке территорий, подготовленных не управляющей компанией, а также шесть документаций по планировке территорий, решения о подготовке которых принято не уполномоченным федеральным органом. И то, и другое – нарушение 473-го Федерального закона.

Впрочем, наличие планирования вовсе не панацея. Например, КРДВ при наличии планов-графиков успешно сорвала сроки строительства автодорог «Объездная» и «Промышленная» в Большом Камне, за которые была в ответе. Их должны были ввести в эксплуатацию 30 августа.

Проблемы с водой

В Большом Камне не актуализированы схемы водоснабжения, водоотведения и теплоснабжения. При этом выездная проверка установила, что сети находятся в очень плохом состоянии. Износ водоводов – 100%, очистные ветхие, работают плохо.

«Системы водоотведения устарели морально и физически. По этим причинам оборудование имеет большую энергоемкость, а степень очистки сточных вод выдерживается только благодаря запасу мощностей сооружений по производительности, – говорится в отчете Счетной палаты. – В случае работы комплекса очистных сооружений на полную производительность возможны снижение степени очистки и усиление вредного воздействия на окружающую среду, следовательно, для улучшения экологической ситуации городского округа Большой Камень необходимо провести реконструкцию канализационных очистных сооружений».

У «Приморского водоканала» есть инвестпрограмма по развитию систем водоснабжения и водоотведения Большого Камня на 2018-2020 годы. По отчету КГУП, за первые два квартала текущего года он потратил на реконструкцию объектов водоснабжения 2 906 040 рублей (1,4% средств, предусмотренных программой), на объекты водоотведения так и вовсе ничего не потратил. А жилые микрорайоны в Большом Камне для сотрудников «Звезды» продолжают строиться. И хватит ли изношенных сетей для подключения новых домов – большой вопрос. Теперь Минвостокразвития, Минфин, Минэкономразвития, администрация Приморья и АО «КРДВ» должны представить в правительство предложения – как исправить ситуацию.

Тепло под вопросом

Теплоснабжение Большого Камня обеспечивает акционерное общество «Теплоэнергетическая компания» (АО «Теплоком»). У него тоже проблемы. Дефицит мощности на котельной № 1, которая в основном и согревает большекаменцев, уже составляет 27,7%. А если считать новых потребителей ТОР «Большой Камень» из микрорайонов «Пятый», «Солнечный», «Зеленый», то дефицит и вовсе вырастет до 39,5%. Судя по письму большекаменской администрации от 16 марта 2018 года, если из вышестоящих бюджетов не придут средства, город вымерзнет. «Как следствие, отмечаем риски, связанные с необеспечением поставок услуг теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения в связи в том числе с возможным прекращением действия договоров с ресурсообеспечивающими организациями городского округа Большой Камень (КГУП «Приморский водоканал», АО «Теплоэнергетическая компания»). Проверкой установлены нарушения и системные недостатки в деятельности Минвостокразвития России и АО «КРДВ», непосредственно влияющие на эффективность функционирования ТОР «Большой Камень», – сказано в отчете Счетной палаты.

Более того, котельная ТОР «Большой Камень», которая 1 июля должна быть подключена к газу, в срок к сети газораспределения не подключена. Не было на момент проверки части сети от точки врезки в Центральном тепловом пункте – эта сеть питает теплом микрорайон «Шестой». Ее по плану должны были ввести в эксплуатацию 1 июня. Но КРДВ, которая по документам должна была отвечать за эти объекты, сорвала сроки, как и с дорогами.

В результатах проверки указаны и другие нарушения, связанные с планированием, документацией, проверками, невыполнениями обязательств, которые чреваты потерей бюджетных денег и тем, что люди останутся без воды и тепла. Вся эта информация теперь есть у правительства России, в Министерстве по развитию Дальнего Востока, в администрации края, Госдуме и Совете Федерации.


Последние новости

08:40, 13 ноября 2018
Рубрика: Спорт
«Адмирал» проиграл в гостях «Северстали» — 1:2
07:00, 13 ноября 2018
Рубрика: Владивосток
Сегодня во Владивостоке 3…5 °С

Загружаем комментарии...

Полная версия сайта