Новости Владивосток

Минпромторг планирует создать в России государственный автоаукцион

В России может появиться государственная система автоаукционов, подобная той, что уже много лет работает в Японии. Соответствующий законопроект готовит Минпромторг. Если система заработает, продавать автомобили из рук в руки или с помощью перекупщиков-частников, как это делает сейчас большинство автовладельцев, уже не получится.

Рынок продажи «пробежных» машин государство планирует взять под контроль. Для этого в России появятся государственные автоаукционы, сообщают «Известия». Пока это только проект, который готовит Минпромторг при поддержке НТИ «Автонет».

Делается это, разумеется, для вывода вторичного рынка автомобилей в «белую» плоскость. По информации правительства, оборот рынка автомобилей с пробегом оценивается в 3 трлн рублей, но со сделок нечасто платится налог. Дело в том, что при купле-продаже в договорах зачастую указывается заниженная стоимость автомобиля, ведь сделки до 270 тысяч рублей не облагаются подоходным налогом, который должен будет заплатить продавец.

Благодаря автоаукционной платформе государство рассчитывает только на старте получать в виде налогов от 20 млрд рублей в год. Кроме того, аукционы в принципе должны уничтожить принцип продажи «из рук в руки». Источник «Известий» в Минпромторге сообщил, что пока прорабатывается схема автоаукционной индустрии, после чего будет подготовлена законодательная база.

Контролировать автомобильные аукционы будет НТИ «Автонет» – правительственная рабочая группа. Окончательная схема проекта пока не выбрана, но уже определено ключевое направление. Предполагается, что желающий продать личный автомобиль гражданин должен будет использовать электронную аукционную платформу (одну или несколько). Машину купит дилер, которому для начала придется получить государственный сертификат на участие в торгах. Затем «пробежную» машину снова можно будет купить, но уже у автодилера. Подобная система уберет из цепочки купли-продажи не только перекупщиков, но и в принципе «обезличит» торговлю на вторичном рынке автомобилей.

В результате государство будет автоматически начислять налог при продаже автомобиля. Рассматривается также прямое участие автодилеров у частников в системе скупки автомобилей у частников при условии осуществления контроля государства за этими сделками.

В числе плюсов в НТИ «Автонет» называют переход значительного объема продаж подержанных автомобилей из теневой зоны в прозрачную, улучшение экологической ситуации благодаря контролю за техсостоянием продаваемых машин, уменьшение количества несчастных и смертельных случаев ДТП за счет контроля уровня безопасности техники. Выгодой для простых граждан в «Автонет» называют следующие факторы: прозрачная рыночная цена для покупателя, справедливая оценка остаточной стоимости для продавца, удобная и безопасная сделка с официальным дилером вместо рискованной финансовой операции с неизвестным физическим лицом.

Аналогичная система аукционов работает уже много лет в соседней Японии: автовладельцы продают подержанные автомобили только через аукционы. Перед началом торгов хозяин авто устанавливает предельную сумму, которая его устроит в случае покупки машины. Как правило, она соответствует рыночной цене. В торгах принимают участие исключительно японские дилеры, уплатившие ежегодный аукционный взнос. Дилеры, торгуясь, пошагово повышают цену до тех пор, пока не победит один из них.

Если хозяина автомобиля не устроит сумма, которую предложат покупатели, то он вправе отказаться от продажи машины. В среднем за одну неделю на аукционах Японии продается порядка 140 тыс. автомобилей. Во Владивостоке аналогичную систему пытался запустить автомобильный портал Drom.ru, но популярными аукционы не стали – «Зеленка» оказалась привычнее и ближе.

В России сейчас, по разным оценкам, до 80% подержанных автомобилей продаются физическими лицами самостоятельно по принципу «из рук в руки», при этом подоходный налог (13%) уплачивают не более 20% граждан.

При этом сами дилеры считают, что японский вариант аукционов в России ухудшит конкурентную среду при продаже подержанных автомобилей. Такую мысль озвучил «Известиям» президент ассоциации «Российские автомобильные дилеры» (РОАД) Олег Мосеев. По его мнению, государственная система обязательных аукционов лишает владельца права выбора, а «обелить» 100% рынка все равно невозможно.

В целом госрегулирование вторичного авторынка уже давно необходимо, но государство должно создать прозрачные условия для всех сторон, полагает автомобильный эксперт Сергей Иванов. В первую очередь нужно добиться чистоты подержанного автомобиля — это главное в этой истории, отметил он. Частные автоаукционы есть и сейчас, но там можно купить «кота в мешке». По словам эксперта, если государство берется за это, то нужно создать такие условия, при которых скручивать пробег, скрывать поломки или подсовывать битый автомобиль продавцу будет себе дороже.

Чем обернется внедрение аукционной системы на Дальнем Востоке – представить несложно. По данным аналитического агентства «Автостат», дальневосточные и сибирские регионы занимают лидирующие позиции в топе соотношения продаж подержанных автомобилей к новым. Так, в Приморье до сих пор более 95% машин – вторичный рынок, а новых продается всего 4% от общего числа. К тому же в Приморском крае представлены далеко не все дилеры. Так, например, несколько лет назад ушли с рынка Chevrolet, Opel и Renault, никогда не было Honda и Volvo, а также ряда других дилеров. Кому в этом случае продавать автомобиль, пока неясно.

Кроме того, все помнят, чем обернулось недавнее вмешательство государства в «контроль за техсостоянием продаваемых машин» с помощью системы ЭРА-ГЛОНАСС.


Загружаем комментарии...

Полная версия сайта