Новости Владивосток

Внедорожники в законе: ГИБДД планирует сделать регистрацию изменений в автомобилях госуслугой

Регистрация внесенных в конструкцию транспортного средства изменений может стать существенно проще. ГИБДД России планирует и вовсе сделать подобную процедуру госуслугой. 

Установка на автомобиль дополнительного оборудования и последующая регистрация изменений может стать госуслугой, сообщает «Коммерсант». Автоинспекция разрабатывает постановление правительства РФ и административный регламент (принимается приказом МВД) для включения этой процедуры в перечень госуслуг.

Проект постановления опубликован на федеральной площадке обсуждения. Процедуру контроля за автомобилями с измененной конструкцией планируется упростить из-за прокатившейся по всей России в прошлом году волне проверок тюнингованных авто. Приморского края «облава на тюнинг» не коснулась, но в центральных регионах и на Камчатке многие автолюбители попали под удар.

Инспекторы планировали выявить прежде всего небезопасные для перевозок пассажиров автобусы со спальными местами и грузовики с самодельными креплениями прицепов (это самые распространенные случаи), но в итоге пострадали владельцы силовых бамперов, дополнительного света, внедорожного и газобаллонного оборудования. Ситуация вызвала массовое возмущение автовладельцев. В итоге представители ГИБДД признали «перегибы на местах», пообещав подготовить новые нормативы.

Новое постановление призвано убрать с дорог небезопасный транспорт, при этом упростить жизнь водителям, которые хотят легализовать установку газобаллонного оборудования, нестандартных колес, бамперов и прочих незаводских деталей. Действующая процедура, включающая несколько визитов в ГИБДД, посещение испытательных лабораторий НАМИ, может занять несколько месяцев и обходиться гражданам в несколько десятков тысяч рублей.

В проекте постановления указывается, что автовладельцу необходимо будет посетить ГИБДД всего один раз и предъявить два документа: сертификат на устанавливаемый компонент и заявление-декларацию об установке его в автосервисе. Инспектор технадзора проверит, не увеличилась ли разрешенная масса автомобиля или его база (например, при попытке сделать лимузин), а также не был ли установлен нештатный двигатель или кузов.

По итогам всех процедур автовладелец получает свидетельство о соответствии транспортного средства с внесенными в его конструкцию изменениями требованиям безопасности. На основе него вносятся изменения в ПТС и выдается новое СОР. Если найдены нарушения, транспортное средство будет направлено в лабораторию для прохождения экспертизы, по итогам которой выдается пакет документов для ГИБДД.

Контроль на дороге по-прежнему будут осуществлять инспекторы ДПС. Несогласованное внесение изменений в конструкцию машины обернется штрафом в размере 500 рублей (ст. 12.5 ч. 1 КоАП РФ), инспектор имеет право внести в протокол требование устранить нарушение. Повторное нарушение квалифицируется как невыполнение требований сотрудника полиции (ст. 19.3 КоАП РФ; суд может назначить наказание вплоть до административного ареста). После этого по решению начальника УГИБДД региона может быть прекращена регистрация транспортного средства с направлением уведомления по почте автовладельцу.

Нововведения коснутся нескольких сотен тысяч автовладельцев. В 2013–2016 годах подразделения ГИБДД зарегистрировали более 320 000 фактов внесения изменений в конструкцию. Одновременно с этим с начала года органы ГИБДД совместно с прокуратурой, государственным автодорожным надзором провели более 22 000 мероприятий по контролю перевозок, выявив 109 000 автобусов с техническими неисправностями. Из них было обнаружено 6500 автобусов с незаконно измененной конструкцией (большая часть – со спальными местами), из которых у 1500 регистрация была прекращена.

Одна из проблем связана с качеством сертификатов на компоненты, которые инспекторы ГИБДД будут проверять во время регистрации изменения в конструкцию. Сертификаты выдаются специальными структурами – органами по сертификации и испытательными лабораториями, которые работают по документам, выдаваемым Федеральной службой по аккредитации (Росаккредитация). Но существуют недобросовестные компании, которые выдают фальшивые сертификаты и протоколы испытаний.

Часть экспертов критикуют идею наделить инспекторов технадзора дополнительными полномочиями. Появление требований к массе или габаритам автомобиля может спровоцировать путаницу на местах. Существуют внедорожники, имеющие достаточный запас прочности для установки дополнительного оборудования, но оно увеличивает снаряженную массу самой машины.

Корректировка нормативов потребует изменений и в техрегламент «О безопасности колесных транспортных средств» Таможенного союза. Минпромторг уже начал эту процедуру. Однако эксперты утверждают, что результат будет не скоро: поправки нужно согласовать с ведомствами в России и странах Таможенного союза. 

Полная версия сайта