С середины весны в исправительных учреждениях Приморского края идет посевная кампания. Заключенные высаживают овощи и заготавливают мед и ягоды, которые будут обеспечивать рацион в холодное время года.
В исправительных колониях края без работы во время посевной не сидит никто: практически в каждом учреждении есть сельскохозяйственные угодья, которые нужно засеять, удобрить, а затем регулярно поливать и полоть. В поселениях работники выходят на поля, а внутри самих колоний трудятся в теплицах и даже на пасеке.
Основные культуры – картофель, морковь, свекла, капуста, огурцы и помидоры. Есть также кабачки и несколько видов ягод. В исправительной колонии № 33 в Спасском районе – более 70 гектаров полей. Урожай, собранный осенью, обеспечит практически весь гарнизон.
«В 2015 году у нас было всего 10 гектаров земли, обеспечивали только сами себя, и то не полностью, – рассказывает начальник колонии Павел Ушаков. – Затем стали обрабатывать больше полей. Земля вся принадлежит учреждениям, ей только нужно было заняться. Сейчас у нас 74 гектара засеяно. Планируем и дальше расширяться, чтобы обеспечивать овощами весь Спасский гарнизон».
На полях работают заключенные из колонии-поселения, так называемые «бесконвойные». В посевной занято около 20 человек и один трактор: он и сеялка, и культиватор, и опрыскиватель.
«Работаем с утра до вечера, – говорит тракторист Юрий Ущербов. – Пашем, сеем, культивируем, боремся с сорняками. У меня профессия – механизатор мелиоративных работ. Получил ее еще на воле, работал на экскаваторах, фрезерах, так что трактор сложным не был в освоении. Работать в поле нравится, даже не знаю, это призвание, наверное. Использую свои знания и навыки для возделывания земли. Трактор у нас новый, так что ремонтировать приходится редко. Когда надо, добавляем ему разное навесное оборудование, у нас все есть. Зимой, когда работы в полях нет, занимаемся техникой, чтобы на следующий год без ремонта приступить к работе».
Сезон полевых работ начинается в апреле, длится все лето и заканчивается сбором урожая в октябре. Заготовленные овощи убирают в прохладное хранилище. Здесь бригады поселенцев сортируют, перебирают и упаковывают картофель в мешки. Часть останется в колонии, часть поедет в другие учреждения.
«На поля мы выходим утром, – говорит распределитель работ Александр. – Сначала построение, где дают наряд на работы. Сегодня одно делаем, завтра другое. Вот у нас наряд на работы в хранилище. Картошка лежит даже еще прошлогодняя, урожая много. Перебираем овощи периодически, убираем испортившиеся. Постоянно люди работают. Вкусная картошка, кстати».
Урожай идет не только на самообеспечение колонии, но еще и в другие учреждения – по договору. Например, с ИК-22 заключен контракт на поставку овощей для консервирования. Небольшая часть продукции поступает в кафе для осужденных.
На клумбах вместе с пионами растет капуста – стройные ряды зеленых листиков поливают и окучивают. А в теплицах уже зреют первые помидоры.
«Я деревенский, но не агроном, – говорит Владимир Литвиненко. – Но тут ничего сложного нет, это же помидоры. Мне лично нравится сорт "Черный принц", он у нас есть. В теплицах урожай зреет чуть дольше, чем на полях, зато его больше и вкуснее. Следим тут за сорняками, пропалываем, удобряем. От рассады до урожая проходит месяца полтора».
Кроме овощей и других сельхозкультур колония обеспечивает себя еще и медом. Здесь, в стенах ИК-33 действует небольшая пасека – 30 ульев с медоносными пчелами. Больших затрат на обустройство не потребовалось. Сотрудники ласково зовут пчелиные дома «улейками» и вспоминают: несколько лет назад их было всего пять. Теперь в ярких деревянных домиках живет уже тридцать пчелиных семей. В год с пасеки получается до двухсот килограммов цветочного меда. Его тоже отправляют в кафе для осужденных. За пасекой следит специалист – на свободе он занимался пчелами, а теперь следит за «здоровьем» местных пчел.
«Важно обеспечивать колонию – это трудоустройство осужденных, воспитательный эффект, – объясняет Павел Ушаков. – Люди работают, зарабатывают деньги, получают новые знания и навыки. Плюс цена продукции получается гораздо ниже рыночной. В полевых работах задействовано 15–17 человек. Техника используется только за пределами учреждения, а внутри колонии – ручная обработка».
Действующая программа самообеспечения в исправительных учреждениях позволяет практически на сто процентов закрывать потребность в овощах и прочих культурах.
Алена Степанова (текст), Сергей Орлов (фото)