Новости Владивосток

С 2017 года в Росздравнадзоре начали принимать жалобы по-новому

С 1 января в России вступили в силу нормативные акты, которые, по мнению специалистов, существенно повлияют на деятельность медицинских организаций. В частности, у медструктур появился способ снизить количество необоснованных жалоб от пациентов. Теперь, если в прошении пациента по итогам проверки имеются ложные сведения, орган госконтроля вправе подать иск о взыскании с пациента расходов на проведение проверки.

Ежегодно в Росздравнадзор поступают тысячи жалоб. Большая часть из них касается качества лечения, на втором месте  жалобы на лекарственное обеспечение.

Что означает жалоба на качество лечения? В большинстве случаев организациями не выполняются стандарты, порядки лечения. Или же здоровью пациента наносится вред. В этом случае речь идет об ущербе, который заранее невозможно оговорить, так как методики медицинского вмешательства несовершенны.

Согласно действующему регламенту, каждое заявление от граждан Росздравнадзор рассматривает до 30 дней с даты регистрации. Общая продолжительность проверки по факту обращения составляет максимально 20 дней. Обычно результатом проверки является предписание руководителю медицинской организации устранить нарушение, либо, если обнаружены признаки преступления, документы и отчет о проверке передаются в правоохранительные органы.

Согласно новым правилам, с начала 2017 года изменился порядок рассмотрения обращений в Росздравнадзоре. Теперь, чтобы надзорное ведомство начало внеплановую проверку по жалобе на некачественные продукты или услуги, потребителям для начала надо самим попытаться решить вопрос с теми, кто нарушил их права.

То есть теперь клиент должен обратиться за защитой своих прав к самому нарушителю — компании и предпринимателю, или медицинской организации (ст. 10 п. 2).

Кроме того, главврачам дали право отсрочить проверку. Если руководителя больницы или поликлиники нет на месте, инспекторы обязаны покинуть учреждение. С 2017 года ввели механизм контрольной закупки (ст. 16.1 Закона № 294-ФЗ). Провести ее может, например, Роспотребнадзор. «Подставной пациент» отслеживает, как с ним заключают договор, оформляют ли ИДС на медицинское вмешательство и выдают ли контрольно-кассовый чек.

И только потом, при обращении в Росздравнадзор, заявителям надо будет представить документы, которые подтвердят факт обращения к юридическому лицу или результат рассмотрения претензии – сообщает сайт ведомства.

Как информирует Zdrav.ru, медорганизациям юристы рекомендуют воспользоваться этим преимуществом и в ответы на необоснованные требования потребителя включать формулировку:

«При вашем обращении в ТО Росздравнадзора с жалобой на нашу медорганизацию якобы о нарушении ваших прав потребителя и изложении в обращении заведомо ложных сведений данный орган государственного контроля (надзора) вправе обратиться в суд с иском о взыскании с Вас расходов, понесенных органом государственного контроля (надзора) в связи с рассмотрением поступившего заявления».

Между тем, по мнению другой стороны, нормативный акт не являет собой что-то принципиально отличное от предыдущих порядков рассмотрения жалоб и их последствий. Скорее, этот момент направлен на людей, недостаточно компетентных в юридическом аспекте. Проще говоря, условный пожилой мужчина или женщина, всю жизнь работавшие в структурах, не связанных с юриспруденцией, могут воспринять эти изменения как тревожный сигнал и подсознательную рекомендацию «не связываться».

По словам руководителя Центра социально-политических технологий «Пиар-Политолог», юриста Александра Огневского, ничего принципиально нового не появилось.

«И раньше любая структура, неважно, государственная или частная, могла обратиться в суд за возмещением ущерба от необоснованных действий по надуманным жалобам. Кроме того, существует целый перечень статьей Уголовного Кодекса РФ, которые предусматривают ответственность как за заведомо ложный донос, так и за клевету.

Поэтому с правовой точки все осталось, как и было. Другое дело – психологический и этический момент. Пациенты жалуются на врачей довольно часто, а развитая в медицинской среде круговая порука нередко позволяет признать жалобу необоснованной. Но все-таки следует разграничивать, какая жалоба является необоснованной, а какая – заведомо ложной. Я предполагаю, что такая формулировка носит не столько правовой характер, сколько психологический: является фактором сдерживания от большого количества жалоб со стороны пациентов-пенсионеров.

Возможно, это сделано для того, чтобы бабушки и дедушки, напуганные какой-то материальной ответственностью за то, что жалоба может не подтвердиться, просто бы не обращались в Росздравнадзор. Таким образом у чиновников, наверное, станет меньше работы с заявлениями и обращениями.

С другой стороны, на содержание Росздравнадзора как структурного подразделения Минздрава России выделяются бюджетные средства, которые формируются в том числе и из налогов граждан страны. Отсюда возникает вопрос – если проверки забиты в смету работы Росздравнадзора, о каких еще судебных издержках и судах можно говорить? Это уже этический момент – наверное, чиновники "от медицины" просто забывают, за чей счет они содержатся», – говорит Александр Огневский.

Информация о врачах и медицинских учреждениях Владивостока в разделе «Врачи Владивостока» на VL.ru. 

Полная версия сайта