Новости Владивосток

Дом в музее и музей в доме: во Владивостоке открылась выставка искусства, которое не выглядит, как искусство

«Шедевров здесь нет», - утверждают кураторы выставки «Украшение красивого. Элитарность и китч в современном искусстве». С этим можно поспорить: есть и «Мишки в сосновом лесу», и «Боярыня Морозова», и «Три богатыря», и даже спектакль «На дне» - правда, в странном виде. Экспозиция начала свою работу в зале Центра современного искусства «Заря» сегодня 14 марта.

Около 60 разнообразных работ из коллекции государственной Третьяковской галереи представлено в стенах «Зари». Все это – подлинники. Другое дело, что все они с Третьяковкой никак не ассоциируются. Потому что это – современное искусство, созданное, в основном, в период с 1960 по 2000 годы. Подготовил выставку Отдел новейших течений галереи.

Имена Сергея Ануфриева, Константина Звездочетова, Олега Кулика, Марии и Натальи Арендт, Григория Майофиса, Александра Виноградова и Владимира Дубосарского, Елены Берг и других авторов выставки сами по себе о многом говорят подготовленному зрителю. Правда, таких немного. Поэтому выставку придется воспринимать скорее с позиций «нравится – не нравится».

В шести тематических разделах: «Сельская Третьяковка», «Постфольклор и неокитч», «Любимый образ», «Ориентализм», «Артисты искусства», «Назад в природу» - картины, плакаты, скульптуры, инсталляции, ковры и даже кровать. Все это – так называемый китч. Все ярко, кричаще, «богато» и пошло. Такие работы, по признанию организаторов выставки, «вышли» из обычных советских и российских домов, где вполне могли бы занять свое место в качестве деталей интерьера.

Знаменитая работа Виноградова и Дубосарского «Мишки», где портрет наигранно ошеломленной девушки с обложки журнала наложен на репродукцию картины Шишкина «Утро в сосновом лесу», например, во Владивостоке уже была – несколько лет назад в музее имени Арсеньева проходила выставка современного искусства, на которой зрители выглядели примерно как эта самая девушка: «Ну разве ж можно так испохабить красоту!» В новой выставке «искусство» тоже не воспринимается как искусство. Ковры с животными и известными картинами, чуть переделанные советские открытки, портреты старых кинозвезд, над которыми поработал фотомонтажер, репродукция «Незнакомки» Крамского с опущенными или поднятыми глазами. Это все выглядит настолько не представляющим художественной ценности, что один из журналистов с размаху бросает на стоящую посреди зала застеленную кровать свою сумку. «Ой-ой-ой, что вы, так же нельзя! – хватается за голову сотрудница центра. – Это же искусство! Художники вручную расписывали все!». Текст на постельном белье, кстати, принадлежит перу Маркиза де Сада.

На маленьком телевизоре демонстрируется фильм о том, как в селе был основан свой музей: пригласили художников, организовали детские художественные центры. На стене – видеоарт. Телеверсия спектакля театра «Современник» «На дне» и фильм Лени Рифеншталь «Подводный мир» наложены друг на друга. Смотреть надо через фильтры – сквозь синий виден спектакль, а сквозь красный – рыбы и водоросли. Это наложение культурных пластов – принцип восприятия всех работ.

Выставка «Украшение красивого» была создана в 2012 году и кроме Москвы побывала в Воронеже, Ростове-на-Дону и Владикавказе. Будет ли она где-то еще в ближайшее время, куратор выставки, заведующий отделом новейших течений Третьяковской галереи Кирилл Светляков пока сказать затрудняется: вещам, говорит он, надо отдыхать. «В качестве основы выставки была выбрана коллекция клеенок – китч 60-70 годов. Потом начался отбор современных художников. Это авторы, которые связаны с темой китча, - объясняет суть выставки Кирилл Светляков. - Здесь есть момент времени: чтобы стать искусством, китч должен умереть.

Люди, которые принесли эту культуру в города, имели, в основном, крестьянское происхождение. Горожане следующих поколений вешали календари из журналов с мотивами Третьяковки. Их вытеснили постеры с Филиппом Киркоровым. И как только это произошло, старые вещи стали интересны коллекционерам. Ведь так даже не пишут сейчас современные художники! C другой стороны, те котики, которых можно увидеть на этой выставке, «перекочевали» в социальные сети. Китч никуда не делся! Просто то, что им было, перестало им быть.
Если раньше человеку с той или иной культурой было достаточно себя с ней идентифицировать, то сейчас этого мало: зритель должен сопоставлять и сравнивать. В информационном поле сейчас находится всё.

В Москве сошлись две аудитории: пожилые люди, у которых все это было дома – они ностальгировали. И молодежь, которая воспринимала это как винтаж. Кому-то нравится, кто-то не принимает. А кто-то просит: «Покажи нам шедевр!» Но они забывают, что сейчас шедевров в традиционном понимании практически нет. Есть образцы, эталоны, стандарты, а шедевр – это результат зрительского восприятия.

Я хотел сделать выставку для всех. Непонятным быть очень легко. Достаточно перейти на профессиональный язык – и все, ты огородишься. А мне хотелось расширить аудиторию, чтобы каждый что-то для себя нашел. Если зритель начинает фотографироваться на фоне работ – это мне уже нравится. Хотелось сделать что-то такое, как фильмы Гайдая, вылезти из «башни», из контекста. Плюс ко всему, я стремился к тому, чтобы музей пришел домой, а дом пришел в музей. Чтобы придя домой с выставки, зритель придумал свой музей, оценил свою среду как ценностную».

Выставка «Украшение красивого» открыта до 31 мая в ЦСИ «Заря» (Пр-т 100-летия Владивостока, 155, цех 2, подъезд 10, 2 этаж). Тел.: 231-71-00. Понедельник-четверг 12.00-20.00, пятница-воскресенье 11.00-22.00. Вход свободный.

Многие работы на выставке наполнены восточными мотивами — newsvl.ru На стене - ковер, где обыграна известная поп-арт работа Эрика Шэйнза — newsvl.ru Инсталляция называется просто: "Лопата и носилки" — newsvl.ru С ковров и лубочных картинок котики "перекочевали" в "Фейсбук". Только быть китчем уже перестали — newsvl.ru У многих такое искусство вызывает отторжение — newsvl.ru До Владивостока эта выставка была в Москве, Воронеже, Ростове-на-Дону и Владикавказе — newsvl.ru Особенность китча - "кричащие" цвета сочетания красок — newsvl.ru Очень жизненная инсталляция. Особенно для Владивостока — newsvl.ru Античные мотивы присутствуют в искусстве всех времен — newsvl.ru Кровать, расписанная художниками вручную — newsvl.ru Такие вещи пришли в города из села — newsvl.ru Знаменитые "Мишки" Виноградова и Дубосарского — newsvl.ru Над портретами советских кинозвезд немного поработал фотомонтажер — newsvl.ru Над портретами советских кинозвезд немного поработал фотомонтажер — newsvl.ru Картина называется просто - "Два льва" — newsvl.ru Чтобы стать искусством, китчу придется умереть — newsvl.ru У многих такие ковры висели дома — newsvl.ru Это - не картина, а резьба по дереву — newsvl.ru Основа выставки - соединение смысловых и художественных пластов — newsvl.ru Из домов ковры с мотивами Третьяковки были вытеснены постерами с музыкальными кумирами — newsvl.ru Чуть переделанные открытки из советского прошлого — newsvl.ru
Многие работы на выставке наполнены восточными мотивами — newsvl.ru На стене - ковер, где обыграна известная поп-арт работа Эрика Шэйнза — newsvl.ru Инсталляция называется просто: "Лопата и носилки" — newsvl.ru С ковров и лубочных картинок котики "перекочевали" в "Фейсбук". Только быть китчем уже перестали — newsvl.ru У многих такое искусство вызывает отторжение — newsvl.ru До Владивостока эта выставка была в Москве, Воронеже, Ростове-на-Дону и Владикавказе — newsvl.ru Особенность китча - "кричащие" цвета сочетания красок — newsvl.ru Очень жизненная инсталляция. Особенно для Владивостока — newsvl.ru Античные мотивы присутствуют в искусстве всех времен — newsvl.ru Кровать, расписанная художниками вручную — newsvl.ru Такие вещи пришли в города из села — newsvl.ru Знаменитые "Мишки" Виноградова и Дубосарского — newsvl.ru Над портретами советских кинозвезд немного поработал фотомонтажер — newsvl.ru Над портретами советских кинозвезд немного поработал фотомонтажер — newsvl.ru Картина называется просто - "Два льва" — newsvl.ru Чтобы стать искусством, китчу придется умереть — newsvl.ru У многих такие ковры висели дома — newsvl.ru Это - не картина, а резьба по дереву — newsvl.ru Основа выставки - соединение смысловых и художественных пластов — newsvl.ru Из домов ковры с мотивами Третьяковки были вытеснены постерами с музыкальными кумирами — newsvl.ru Чуть переделанные открытки из советского прошлого — newsvl.ru

Загружаем комментарии...

Полная версия сайта