Новости Владивосток

Китайский киновед Ванг Йяо: «Мы страна коммунистическая, у нас в фильмах призраков нет» (ИНТЕРВЬЮ)

Профессор Пекинской киноакадемии, киновед Ванг Йяо приехал во Владивосток на «Меридианы Тихого». В составе жюри Netpack он выберет лучший фильм, снятый в Азиатско-Тихоокеанском регионе. VL.ru побеседовал с Ванг Йяо о «шестом поколении» китайских кинематографистов, сериалах, бюджетах и жизни локальных киностудий в Поднебесной.

— На кинофестивале китайское кино — не редкость. Фильмом открытия в этом году стал «И сдвинутся горы» Цзя Чжанкэ. Серьезное кино, тех же кинематографистов «шестой волны» - их в самом Китае-то смотрят? Или это просто экспортное, фестивальное кино?

— Некоторые ленты режиссеров «шестого поколения» попадают в кинотеатры. Однако это чаще всего приносит не самые большие кассовые сборы. В этом году Венецианский кинофестиваль закрывался фильмом одного из представителей этой волны. Вообще, «шестое поколение» - термин спорный. Основное отличие этих режиссеров в темах, которые они затрагивают. Кинематографисты «пятого поколения» говорят об истории, о том, что связано с развитием нации и так далее. А «шестого» - о жизни в Китае после 90-х годов XX века. Чжанкэ — поздний представитель этого течения. Только четыре его фильма были выпущены в кинотеатры, два из них — документальные. Если вы видели ленту «Цзя Чжанке — парень из Феньяна», он там и говорит, что купил пиратский диск со своим фильмом. Он теперь шутит: каждый раз в кинотеатре я ставлю пиратскую версию фильма и показываю ее. Первая картина Цзя Чжанке вышла в кинопрокат в 1994 году, и сборы были весьма скромными. Иногда они могут доходить до 50 миллионов юаней, но редко. Основные жанры, которые смотрит китайская публика, массовый зритель — коммерческие фильмы, мелодрамы. Артхаусное кино все же не так популярно.

Вообще, «шестое поколение» - это два выпуска пекинской киноакадемии, классы 1985 и 1987 года. Цзя Чжанке присоединился к этой волне позже, в начале 90-х. Он учился на факультете теории кино. Он режиссер-самоучка.

— В Китае важно, какое у тебя образование, чтобы снимать кино?

— Сейчас нет. Десять лет назад было важно. В Китае три вуза, где можно получить диплом режиссера, актера, продюсера. Это Пекинская киноакадемия, Центральный театральный университет и Китайский университет коммуникаций. Все почему-то сегодня хотят учиться на режиссера.

Сейчас ситуация такая: если у тебя есть деньги, то ты будешь режиссером. Если ты не знаешь, как организовать процесс съемок, надо нанять хорошего исполнительного продюсера или исполнительного директора, платите ему — и он все делает для вас.

Например, одна из самых знаменитых актрис Китая Чжао Вэй сняла фильм, стала так называемым режиссером. Не знаю уж, сколько она там сама нарежиссировала, думаю, у нее был очень хороший исполнительный продюсер. Но фильм собрал кассу более чем в полмиллиарда юаней. Около пяти миллиардов рублей.

— Серьезные режиссеры в Китае часто снимают малобюджетное кино, не получая государственного финансирования. Среди продвинутого, образованного зрителя эти картины популярны? На что вообще сегодня настроена китайская публика?

— Что касается «шестой волны», то ее представители обычно снимают очень реалистичные фильмы о повседневной жизни. Один из них снял национальный эпос, получил «Золотого медведя» в Берлине. У некоторых есть и большие бюджеты.

А вообще, в Китае кинорынок делится по классам. Есть четыре «города первого класса» - Пекин, Шанхай, Гуаньчжоу и Шеньжень. В них люди, скорее всего, пойдут и будут смотреть такие фильмы. Там процент студентов университетов, образованных людей выше.

Что касается вкусов китайского зрителя — любят американское кино. Безумно популярно в Китае 3D. Более 85% всех экранов в стране — 3D. Бывает, что в этом формате тот или иной фильм показывают только в Китае, потому что наш зритель охотно на них идет, билеты стоят дороже. Менеджеры кинотеатров делают все, чтобы извлекать из этой любви выгоду.

У китайской публики популярны романтические комедии и триллеры. Но важно отметить, что в триллерах ни в коем случае не должно быть никаких привидений! Мы страна коммунистическая, верим в марксизм, поэтому призраков не бывает! Это запрещено. Может весь фильм казаться, что это привидение, но в конце обязательно должно быть сказано, что это человек, психопат, что-то еще — но никаких духов.

— У вас снимается много исторических, дорогих сериалов. А телесериалы вроде «Lost» или «Доктор Хаус» существуют? Может быть, в Китае снимаются аналоги? «Гарри Поттера» же пересняли с китайскими актерами — может, и Хью Лори нашли из местных?

— Рынок телесериалов огромен. И он больше, чем рынок обычного кино, и динамичнее развивается. Один эпизод китайского сериала стоит миллион юаней. Сейчас в Китае появляются новые типы сериалов — интернет-сериалы. Они показываются онлайн. Здесь вопрос в том, на какую аудиторию они нацелены. Если обычные сериалы рассчитаны на домохозяек и женщин среднего возраста, то молодежь, конечно, ничего такого смотреть не будет. Особенно по телевизору в установленное время. И бывает так, что права на телесериалы продаются, и он превращается в интернет-сериал. Последние, в свою очередь, более разнообразны. Некоторые американские студии продавали права, сериалы были субтитрованы. Но мы должны помнить о цензуре. Обычно происходит так: заканчивается один сезон, потом он проходит все цензурные барьеры. И только после этого его можно выложить на сайт. Но к этому моменту публика уже все видела на пиратских сайтах. Еще момент: если сериал показывается по ТВ, он должен быть дублирован, в интернете достаточно субтитров.

— Китай в последнее время старается отходить от западной культуры. Это даже видно по моделям на плакатах — еще лет десять назад в рекламе работали сплошь европейки, сейчас — китаянки. Китайцы стали потреблять собственную музыку. Кино это касается?

— Думаю, с 2008 года в Китае произошел более сильный крен в сторону национализма, чем наблюдался раньше. Пример с моделями ярко это иллюстрирует. С другой стороны, если мы говорим об известных китайских брендах, то включается политика локализации — местные знаменитости рекламируют местные продукты.

Насчет кино — нет, не соглашусь. В комедиях — да, могут быть шутки, понятные только местному населению. Что касается романтических историй, мелодрам — они тем и привлекательны, что могут произойти где угодно. Когда китайские авторы адаптируют американские или любые другие фильмы и сериалы, они берут из оригинала какие-то вещи, никого не спрашивая. И правообладатели, бывает, даже обращаются в суд.

Рынок растет слишком быстро. И естественно, что происходят какие-то не совсем правильные вещи. Но там завязаны большие деньги.

— Вопрос в свете постоянных разговоров о создании Дальневосточной киностудии. В Китае немало студий в разных провинциях, даже не в самых крупных. Как они живут?

— Раньше государство, кинобюро Китая очень строго контролировали процесс. Существовало 15–16 студий, у которых была лицензия. И только они могли снимать. Если помните, раньше у китайских фильмов была заставка с драконом — это значило, у студии есть лицензия. Так было до 2004–2005 года. Где-то в эти годы позакрывалось множество студий. Сейчас существует в городе Хандиен (провинция Цзянсу) «кинотелебаза» – это огромное пространство, где есть декорации, техника, можно сделать костюмы, снимать исторические фильмы и сериалы. Сейчас киностудии превращаются в корпорации — так это произошло с Пекинской, например. Там снимаются масштабные кинополотна о том, как основывались государство и нация, об истории коммунистической партии.

Валерия Федоренко

Узнать расписание киносеансов и купить билеты можно в разделе кинофестиваля на Kino.VL.ru.

"Сейчас ситуация такая: если у тебя есть деньги, то ты будешь режиссером", - говорит Ванг Йяо — newsvl.ru Киновед считает, что рынок сериалов в современном мире гораздо насыщенне рынка кино и развивается намного динамичнее — newsvl.ru
"Сейчас ситуация такая: если у тебя есть деньги, то ты будешь режиссером", - говорит Ванг Йяо — newsvl.ru Киновед считает, что рынок сериалов в современном мире гораздо насыщенне рынка кино и развивается намного динамичнее — newsvl.ru

Загружаем комментарии...

Полная версия сайта