Старший сержант Леопольд Кульга с 1942 года и до конца войны служил на Дальневосточном фронте в должности танкового радиста, начальника РБМ. Обеспечивая бесперебойную радиосвязь между подразделениями Красной армии, Леопольд Кульга внес значительный вклад в победы советских войск в Манчжурии. О своем дедушке редакции VL.ru рассказала внучка красноармейца Мария Бачлюк, принявшая участие в акции «Одна Победа».
В 1941 году, когда Леопольд Евдокимович учился в ДВПИ, обстановка на западных фронтах и на Дальнем Востоке становилась все более тяжелой. Хотя и был договор о ненападении с Японией, но продолжались провокации на границе с Маньчжоу-Го, на море. Угроза войны нарастала.
В апреле 1942 года Кульга был призван в армию. Справка с курсов шоферов сыграла свою роль, и молодого бойца направили на станцию Завитая (ныне — город Завитинск в Амурской области) в 1-й учебный танковый полк курсантом.
Леопольд Кульга в школьные годы был радиолюбителем и тяготел к электротехнике, в армии его учили на танкового стрелка-радиста. Танковые радиостанции того времени — 71-ТК-1 и 71-ТК-З на танках БТ-7, Т-26 и другие — боец освоил быстро, а затем систематически привлекался командованием к проведению занятий по радиоделу с курсантами.
Осенью 1942 года Леопольд Евдокимович был направлен в Хабаровский край в село Князь-Волконка в полк охраны полевого штаба Дальневосточного фронта стрелком-радистом.
Весной 1943 года бронетанковая рота 8-го полка охраны была расформирована, и танковый взвод, в котором служил Кульга, был переведен в 203-ю танковую бригаду на станцию Корфовская под Хабаровском.
Здесь, в боевой учебе, в тревогах и учениях, продолжалась служба Леопольда Евдокимовича. В 1944 году он был назначен начальником радиостанции 5-АК 2-го танкового батальона бригады.
Красноармеец был отличником боевой и политической подготовки, поэтому часто привлекался к проведению занятий с личным составом.
В мае 1945 года Кульга дежурил в сети ВНОС (воздушное наблюдение, оповещение, связь) и первым в бригаде услышал сообщение о капитуляции Германии, о Победе, об окончании войны на Западе. Волна ликования была неописуемой, но в то же время все в бригаде, от командира до рядового солдата, поняли: теперь наступил черед дальневосточников.
В июле 203-ю танковую бригаду перевели в Биробиджан, далее — в Бабстово, а затем на исходные позиции в Тигровую падь, недалеко от Амура и селений Ленино, Сталино, Амурзет.
На исходных позициях бригаду резко усилили пополнением с Запада — танками Т-34, новыми автомашинами, радиостанциями и, главное, опытными фронтовиками. У них было, чему поучиться, особенно реалистичному пониманию того, что такое война без прикрас. Один из офицеров, командир танкового взвода, Герой Советского Союза, рассказывал: «Вы не верьте тому, что какой-то танк подбили, он стал неподвижен, а экипаж занял оборону в танке и поет "Интернационал", как иногда пишут в газетах.
Я, Герой Советского Союза, сменил семь танков и ранен в пятку потому, что драпал от машины, когда в нее попадал снаряд. Когда в танк попадает снаряд, то тут не до песен, надо покидать машину. Если машина загорается, может рвануть внезапно боезапас, и не только танку, но и экипажу грозит гибель. Один раз мы с заряжающим, когда заклинило один люк в башне, вырвались из горящей машины одновременно через второй. Мы это поняли потом, когда опомнились и обнаружили на теле громадные ссадины...»
Дальше — война с Японией. 8 августа 1945 года 203-я танковая бригада в составе Второго Дальневосточного фронта форсировала Амур и перешла в наступление через город Лобей. В Маньчжурии на этом направлении прошли проливные дожди, было наводнение, и тяжелым танкам продвигаться было очень трудно. Части бригады были сильно оторваны друг от друга, порой на десятки километров. Радиостанция РБМ, где был начальником старший сержант Кульга, получила очень ответственное и рисковое задание: двигаться между батальонами бригады и поддерживать непрерывную и надежную радиосвязь с этими частями и штабом бригады.
Танковая бригада прошла боевой путь по Маньчжурии через Лобей, Хао-Лиган, Син-Чань-Чжень, Лянь-Дзянькоу, реку Сунгари до города Цзямусы — бывшего штаба миллионной Квантунской армии.
Радиостанция РБМ Леонида Евдокимовича выполнила задание — связь была обеспечена бесперебойно, экипажу повезло: стреляли и убивали перед ними, после них, но они уцелели, остались живыми и невредимыми. Не было громких подвигов, была трудная и опасная фронтовая работа. 203-я танковая бригада после окончания войны с Японией получила наименование — 171-я Амурская танковая бригада.
В ноябре Кульгу демобилизовали, и он вернулся в родной ДВПИ, где всех фронтовиков приняли очень хорошо, всячески помогали и поддерживали. Кульга перешел на вновь открытый электротехнический факультет на 3 курс.
В ДВПИ Леонид Евдокимович снова стал отличником учебы, получал повышенную стипендию, был назначен старостой первой практики 4 курса ЭТФ ДВПИ на Артемовской ГРЭС.
Предыдущие публикации проекта:
Загружаем комментарии...