Во Владивостоке подходит к концу 12-й кинофестиваль «Меридианы Тихого». Уже завтра, 19 сентября, будут оглашены его победители. А пока член международного жюри Надав Лапид в эксклюзивном интервью рассказал корреспонденту VL.ru о том, как проходит конкурсный отбор и какая страна сделала успешный рывок в кинематографе.
— Надав, вы только вернулись с просмотра конкурсных кинолент. Как вам конкурсанты?
— Сегодня нам осталось посмотреть еще две картины. И, конечно, следует сказать, что уровень всех конкурсантов разный.
— По каким критериям вы оцениваете фильмы?
— Я ставлю себе вопрос, какой фильм лучший? И для меня главное оригинальность, нестандартное мышление фильма. Это очень важные вещи. Еще я думаю, если фильм не принимает на себя риски, то он не будет таким интересным. Может быть, он будет хорошо снят, но без рисков, — для меня это нелюбопытно.
— Для вас на данный момент есть лидер?
— Лидерство в судействе фильмов принимает немного другую форму. Например, мы просмотрели 4 фильма, и я говорю: «Окей, этот был лучший. Но я надеюсь, что сегодня будут картины еще лучше, потому что этот не настолько хорош для меня, чтобы одержать победу». Когда ты судишь фильмы, ты всегда в подвешенном состоянии: в один день ты депрессируешь, так как увидел плохо снятую картину, а в другой — ты счастлив от того, что ты видел хорошую работу.
— Вы просмотрели фильмы разных стран. Какую страну можно назвать успешной в кинематографе?
— Лично для меня, фильмы даже с одной страны абсолютно разные. Я не думаю, на самом деле, что вопрос в стране. Если, к примеру, некоторые аргентинские режиссеры снимают хорошие картины, это не значит, что все кино Аргентины достойно похвалы.
— Наверняка, вы видели русское кино. Что вы о нем думаете?
— Говоря в целом о русском кино, можно сказать, что у него есть и взлеты, и падения. Например, сегодня мне понравилась работа режиссера Твердовского. То, на какую тему он снял фильм, — очень необычный выбор. А вообще, знаете, ведь у вас тоже был «золотой век» кино. Вы должны чтить ваши традиции кинематографа — это картины снятые в период от Эйзенштейна до Тарковского.
— А заметили какое-нибудь отличие русского кино от израильского?
— Я не буду говорить о всех кинолентах Израиля, потому что, к примеру, мои фильмы кардинально отличаются от работ другого израильского режиссера. Но я могу сказать: что русские фильмы, что израильские относятся к реальности. И это прекрасно. Я уважаю такой подход.
— В российском кинематографе наблюдается кризис. В израильском такого нет?
— Я думаю, что кино в целом испытывает кризис. Наверное, это даже не кино как таковое. Это культура. И надо сказать, что художественные фильмы становятся более музейными. Знаете, фильмы, к примеру, 70-80-х годов мало того, что смотрели все, так они еще оказывали влияние на последующее поколение. Сейчас я не могу представить такого режиссера, который бы влиял на людей.
— А поможет ли фестиваль разрешению этого кризиса?
— Фестивальное кино — это прекрасно. Но сейчас все еще трудно создавать некоммерческие фильмы. И понятие коммерческого кино становится все уже и уже. Я не могу, на самом деле, представить, как мы бы жили без кинофестивалей. Но все-таки фестивальное кино не может идти в другом направлении от нынешней культуры.
Сайт города VL.ru — генеральный интернет-партнер кинофестиваля «Pacific Meridian». Самые свежие и актуальные новости о фестивале, репортажи с места событий и эксклюзивные интервью — каждый день на VL.ru. Следите за обновлениями!