Новости Владивосток

Деятельность ГИБДД – под общественный контроль

В редакцию News.VL.ru пришло письмо от читателя Анатолия Савчука, касающееся “вечных” проблем на дорогах Владивостока и неисчерпаемых разногласий между органами, контролирующими порядок на проезжей части города, и непосредственными участниками дорожного движения – водителями. Письмо написано автолюбителем, горожанином с высказываниями которого, в большинстве своем, сложно не согласиться. Публикуем текст письма целиком.

У меня нет причин относиться к ГИБДД предвзято. Конечно, случаются и штрафы, но, в основном, за мелкие нарушения. Их было где-то пять-шесть за 9 лет вождения. Здесь я на гаишников не в обиде: заслужил – заплатил. А в целом стараюсь правила соблюдать.

Но мне надоели постоянные беспричинные остановки моей «лошадки» инспекторами ДПС. Они нарушают мои планы, отнимают время, портят настроение, унижают уже самим фактом остановки, словно я в чем-то виноват перед ГАИ и всем обязан. То есть, на дороге действует как бы презумпция виновности водителя. Получается, что нарушаю все реже, даже пристегиваться стал, а гаишники тормозят все чаще и чаще. И каждый раз надо доказывать, что не двугорбый и пушистый. Причем происходит это где угодно, но только не на стационарных постах ГИБДД.

А ведь проверки документов разрешены только на стационарных постах ГИБДД. Вне таких постов остановки разрешены лишь по пяти основаниям, в число которых проверка документов не входит. В этом можно убедиться, ознакомившись с приказом МВД от 01.06.98 г. № 329 и «Наставлением по работе дорожно-патрульной службы», введенным по приказу МВД от 20.04.99 г. № 297. Они действующие и есть в Интернете.

Из этого следует, что инспектор, остановивший вас вне стационарного поста, обязан сообщить причину остановки, причем из тех пяти оснований, что перечислены в «Наставлении». А если остановил с целью проверки документов, знайте, что он нарушил приказ и его действия неправомерны.

Но, по-моему, инспекторов это мало тревожит. И если б их интересовали только документы, а то и в салон заглядывают, и принюхиваются, требуют открыть багажник, капот, показать аптечку, аварийный знак, договор ОСАГО, выложить содержимое сумок.

Есть и настырные, которые не прочь и сами залезть в сумки и бардачки, причем без понятых и протокола - на моей памяти были и такие. Думаю, все понимают, ради чего проявляется такое удивительное рвение.

Как-то провел небольшой опрос среди водителей, и выяснилось, что каждого из них в течение месяца неправомерно останавливали в среднем более двух раз (на 20 человек 42 остановки).

Конечно, опрос не бог весть какой, но всё же подтверждает важную мысль: требования приказов МВД № 329 и № 297 (в части остановки транспортных средств вне стационарных постов) владивостокскими гаишниками систематически нарушаются.

Не раз испытал это на своей шкуре. В октябре, например, у меня проверили документы 5 раз. Причем, в нарушение п. 13.6 «Наставления по работе ДПС», тормозили и вблизи закрытого поворота, и прямо на «зебре», а направляли стоять под желтую линию, создавая повышенную опасность для движения.

Такой произвол вынуждает на ответные шаги, и я решил подготовиться. Проштудировал ПДД с комментариями юристов, отслеживаю судебную практику по автоделам, ознакомился с основными документами, регламентирующими деятельность ДПС, составил список телефонов некоторых служб ГАИ и УВД, включая отдел собственной безопасности. Всё это держу в машине. Если останавливают, демонстративно записываю фамилию инспектора и номер нагрудного знака, иногда даже диктофон включаю. Пусть будет в курсе, что тоже находится под контролем.

И знаете – такая тактика обычно действует. Чувствуется, что гаишники уже не так настроены на «раскрутку» и стараются быстрее отпустить на все четыре стороны. Но, правда, не всегда. Как-то проезжаю по Калинина, правил не нарушаю, был пристегнут, однако меня останавливает инспектор ДПС. Потребовал документы. Я предъявил. Ознакомившись, инспектор их вернул и разрешил продолжить движение, не указав причин остановки и не высказав никаких претензий. Это важный момент, подтверждающий, что остановка была необоснованной.

Тогда я напомнил инспектору, что данной остановкой он нарушил 329-й приказ. На что тот явно разозлился и заявил, что я якобы не был пристегнут и он позовет двух понятых из своей машины. А я таких уже видел - за деньги готовы подписать все что угодно. В общем, и бизнес в действии, и сервис на уровне. Не хватает лишь рояля в кустах и столика с официантами.

Видя, что шантаж не подействовал и что я записал его данные, инспектор сменил тему: снова забрал у меня документы и провел полный «шмон» машины - на наличие полиса ОСАГО, на сверку номеров кузова и двигателя, на наличие аптечки и аварийного знака, на прохождение ТО, и т.д. и т.п. Но всё оказалось в порядке, и раздосадованный «охотник», без добычи и с кислой миной, вынужден был меня отпустить. Разумеется, не извинившись. А я опоздал на важную встречу.

Гаишнику не повезло: он попал «на промокашку». Я позвонил по «002», но там от меня попросту отмахнулись – дескать, рассматриваются только письменные заявления. Ладно, лично принес бумагу в городскую ГИБДД на Фонтанную, 10. В ней описал инцидент и попросил применить к инспектору меры дисциплинарного воздействия, а также сообщить, почему во Владивостоке в массовом порядке игнорируются приказ МВД № 329 от 01.06.1998 г. и «Наставление по работе ДПС» в части оснований для остановки ТС.

К моему удивлению, уже через несколько дней мне позвонили и пригласили на «разбор полетов». Пришел. В комиссии были представители от управы и командир звена ДПС, в котором служит тот самый инспектор.

Приятно удивило, что на комиссии не было попыток отстаивать «честь мундира» - расследование проходило достаточно объективно и обстоятельно. Но гораздо больше удивили пояснения самого «виновника торжества». Часть привожу почти дословно:

Комиссия (К): - Скажите, за что вы остановили этого водителя тогда-то и там-то?
Инспектор (И): - Ну, это… я же должен останавливать…
К: - Вы знакомы с 297-м приказом? Скажите, в каких случаях можно останавливать ТС вне стационарного поста?
И: - Ну, это.. когда правила нарушил… И еще там что-то…
К: - Вот вы остановили этого водителя. Он что - правила нарушил?
И: - Нет.
К: - Но вы дважды забирали у него документы. У него что-то было не в порядке?
И: - Да нет, в порядке, я всё проверил. Если б не в порядке, то я бы обязательно составил протокол и выписал штраф!
К: - Но ведь нет ни протокола, ни нарушений. За что тогда остановили?
И: - (Обиженно): я же должен знать, пьяный за рулем или нет?

Комментарии отдыхают.

Вывод: инспектор ДПС не знает даже элементарных вещей по выполняемой работе, несмотря на заверения его командира, что все они учатся и сдают зачеты.

Непонятно, почему его допускают до дежурства, и как он вообще справляется с заданиями? Или правовые знания сотруднику ГАИ ни к чему?

Эти вопросы задал командиру. Тот заверил, что в его отделении такого больше не повторится. Будут учеба, зачеты, проверки… А виновный будет строго наказан.

После этого мне подали протокол комиссии и попросили дописать, что я удовлетворен устным разбором ситуации. Что я и сделал, понимая, что мне должны направить еще и письменный ответ. В месячный срок, как и положено по закону.

Но в срок, конечно, не дождался, а в канцелярии ответили по телефону, что надо прийти. Пришел. Минут 40 искали ответ. Не нашли. Зато с торжествующим видом показали мою приписку к протоколу: «Вы же подписались, что удовлетворены разбором. Чего вам еще надо?». Отвечаю, что действительно удовлетворен. Устным разбором. Но настаиваю на письменном ответе, так как не знаю, наказан ли виновный и почему сотрудниками ДПС массово нарушаются приказы МВД. Причем второе волнует меня больше.

Наконец, пришел письменный ответ: «По вашему заявлению проведена служебная проверка…, действия инспектора ДПС… признаны неправомерными. Командиру полка ДПС направлено заключение для принятия решения».

Грустно стало. Типичная отписка. В ней ни слова по существу вопросов и очевидное нежелание замечать серьезную проблему. Видно, в управлении до сих пор не знакомы с Федеральным законом № 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан РФ. А может, законы для них не писаны?

И с инспектором непонятно - то ли наказан будет, то ли к награде представлен?

Мы живем не в вакууме, работа ГАИ у всех на виду. К сожалению (и это показывают многочисленные опросы в Интернете), рейтинг доверия населения к этой структуре в масштабе России скатился до удручающего уровня. По разным источникам, до 7-23%. При этом рейтинг коррумпированности, по тем же источникам, поднялся до 80% (1-е – 3-е места).

Ежедневно простаивая в пробках, особенно зимой, все больше убеждаюсь в нежелании городской администрации и ГАИ решать дорожные проблемы. Проблем море, обещаний еще больше, а дел? Читаю «Золотой Рог» № 6 за прошлый год. Городские начальники клянутся к концу 2006 года закончить развязку по улице Спортивной и избавить нас от пробок. Ура, наконец-то! Но вот год закончился. Что-нибудь сделано? Ни-че-го! Кто-нибудь объяснился с народом, извинился? Так, мол, и так, не всё учли, не хватило денег (людей, извилин, сроков и т.п.). Извините, работу сделаем в такие-то сроки, а виновные будут наказаны.

Думаю, народ отнесся бы к такому разговору с пониманием и даже уважением. Однако никто и не думал объясняться. Видимо, нас держат за лохов. Вот и доверяй властям после этого.

Между тем, движение в городе по основным магистралям всё плотнее, всё медленнее, неизбежно переходя в пробки в часы пик. А при снеге – вообще катастрофа. Здесь нужен не только контроль, но и оперативные действия инспекторов ДПС, поскольку именно в таких условиях возникают нарушения, заторы, ДТП. Но читаю интервью с майором горГАИ, и смех разбирает: «Пробки на дорогах чудовищные. Еле успеваем с ними справляться». Это вы-то справляетесь??? Да эти дороги почти не патрулируются, а пробки рассасываются сами собой, со временем!

Я сознательно не коснулся других граней в наших отношениях с ГИБДД. Их так много, что это заслуживает отдельного разговора.

Мне кажется, что ГАИ постепенно становится громоздкой, неэффективной и прожорливой структурой, интересы которой все больше расходятся с интересами государства и нас с вами, а наши права этой структурой нарушаются все чаще.

Но мы молчим, мы чего-то боимся. А само государство защищать нас не будет, пока мы не захотим этого сами.

Считаю, что деятельность городской ГАИ надо поставить под общественный контроль. Нужен сайт или хотя бы раздел в нем, где можно будет размещать информацию о городском дорожном движении. В том числе и о произволе и поборах инспекторов ДПС с описанием инцидента и оглаской фамилий, а заодно и о водителях, грубо и безнаказанно нарушающих ПДД. А также о положительных моментах. Может, кто-нибудь готов взяться за это дело?

Давайте сделаем хотя бы шаг к тому, чтобы на наших дорогах стало больше порядка, а в ДПС работали только нормальные, ГОСУДАРСТВЕННЫЕ автоинспекторы, а не алчные гопстопники в погонах.

С уважением, Анатолий Савчук.

Уважаемые читатели News.VL.ru. Свои взгляды на жизнь во Владивостоке присылайте в редакцию на электронный ящик Lenta@vl.ru.

Загружаем комментарии...

Полная версия сайта