Три дня, с 3 по 5 сентября, Владивосток жил Восточным экономическим форумом. Журналисты и фотографы VL.ru вспомнили, как это было, и подвели неофициальные итоги ВЭФ.
Как попасть
Только по аккредитации. А ее выдали далеко не всем. В кампусе было откровенно тесно, даже несмотря на то, что участие в форуме для бизнесмена стоило 150 тысяч рублей. Будь участников еще немного больше, ДВФУ не смог бы всех вместить, а в гостиницах Владивостока не хватило бы мест.
На итоговом брифинге ВЭФ министр по развитию Дальнего Востока Александр Галушка даже говорил, что для следующего форума (да, он не последний) нужно будет искать дополнительные площадки. Например, «Владэкспо», если его, конечно, когда-нибудь построят — проект выставочного комплекса на острове Русском представила администрация Владивостока. Поддержать план взялся Фонд развития Дальнего Востока.
Достройка «Хаяттов» хотя бы к следующему форуму тоже была бы очень кстати. Потому что места в городских гостиницах катастрофически не хватало. Например, представители китайской делегации на одной из секций жаловалась, что приехать смогли представители только 70 из 200 заявленных компаний — остальных не аккредитовали, потому что селить некуда.
Как не пропасть
Вообще, ощущение было такое, что весь форум прошел под девизом «Не пускать!». Преподавателей, например, не пускали на кафедры в корпус D. Подробнее...
Многочисленные полицейские направляли пеших участников в корпуса А, B и C по строго определенному маршруту, обозначенному оранжевыми перилами с криво развешанными на них баннерами форума. Почему перила занимали полтротуара, а не отделяли этот самый тротуар от проезжей части, — отдельный вопрос.
На крытую парковку в кампус никого не пускали. Даже на нижнюю стоянку нужна была дополнительная аккредитация или университетский пропуск на машину. И к Лабораторному корпусу тоже не пускали. В первый день форума приехавшим к 08.00 еще удавалось найти свободное место у Медцентра (наплевав на то, что пациентам тоже надо где-то парковаться), уже в 09.00 и к нему перекрыли проезд. Во второй день, 4 сентября, к прибытию Путина всех отправляли на самую нижнюю открытую парковку за пределами кампуса. А от нее минут 20 пешком или три остановки на автобусе. В третий день стало полегче — президент улетел.
Корпус C — медиацентр. Там выдавали аккредитации — и, пожалуй, все. В корпусе А (высокое «стеклянное» здание) проходили подписания соглашений, стояли стенды с инвестпроектами регионов, интерактивные презентации. Там же развернулся пресс-центр с компьютерами, кофе, плюшками и обедами-ужинами, на которых к пущей радости отдельных наших коллег даже наливали. В корпусе B проходили все «ключевые секции». Журналистов в это здание пускали только по «пулам» — так почему-то назывались пластиковые карточки с номером мероприятия, которые можно было получить по предварительной заявке. Нет «пула» — нет прохода. Впрочем, все секции транслировались на больших экранах
в пресс-центре — берешь у волонтеров наушник и слушаешь спокойно, попивая чай. В залах заседаний мест всегда было полно. Но пройти туда просто по аккредитации журналистам все равно было нельзя (кроме информподдержки, но это отдельная тема).
Причем проникнуть без «пула» нельзя было не только в залы секций, но и вообще в корпус B. А там, в свою очередь, расположились кабинки для интервью. Да и просто иногда назначались подходы официальных лиц. «Идите получайте аккредитацию!» — заявляли охранники, когда корреспонденты без «пула» объясняли, что у них интервью. «Аккредитацию на что? У кого? Каким образом? Нам не надо на секцию, мы на нее не заявлялись!» — разводили руками журналисты. «Это не наше дело. Вон туда идите и разбирайтесь!» — показывала охрана на стойку с волонтерами. Надо отдать должное, волонтеры отработали на твердую пятерку. Именно они помогали всем заблудившимся добраться, а всем «безпулым» — пробраться. Но и они оказались беспомощными в день приезда президента. Мерами безопасности стали три кольца оцепления из «людей в черном» и особо тщательный досмотр всех входящих. Снаружи к входу в корпус В, где ждали Путина, даже близко не подпускали никого — будь ты с «пулом» или без.
Подписания и ожидания
Как сказал Александр Галушка на итоговом брифинге, общая сумма подписанных в рамках Восточного экономического форума соглашений — 1,3 триллиона рублей. Подписывали все со всеми обо всем и помногу. Причем некоторые подписания были обозначены в программе, о других журналисты узнавали случайно.
Суть большинства заключенных соглашений касалась всевозможных инвестпроектов, по схеме: у нас есть отличное предложение для ваших крупных вложений.
Так, в Приморье компания «Русагро» готова вложить 1 млрд в выращивание кукурузы (подробнее...), группа «Сумма» вложит 24 млрд рублей в угольный терминал в порту «Восточный» (подробнее...), целый ряд соглашений по ТОРам заключил Владимир Миклушевский с российскими и зарубежными партнерами, в перспективе эти договоренности могут принести миллиарды рублей, а могут и не принести. Подробнее...
Второе направление соглашений — поиск потребителей за границей. Как подешевле произвести на Дальнем Востоке и кому подороже сбагрить на экспорт — важный вопрос для дальневосточных бизнесменов. Всероссийским корпорациям также интересно ставить свои филиалы и производства здесь, поближе к азиатским партнерам, а потом с привилегиями и льготами свободного порта отправлять продукцию, а, как правило, сырье, на экспорт. Самые заинтересованные потребители — Китай и Япония.
Все мероприятия постоянно откладывались, переносились, заканчивались раньше времени, все спикеры и подписанты постоянно опаздывали или вовсе не являлись. А все журналисты постоянно чего-то ждали. И не только журналисты. Один раз минут 20 ждал губернатор Миклушевский — председатель Внешэкономбанка Владимир Дмитриев так и не явился на подписание соглашения о строительстве в ТОРе «Михайловский» завода по переработке сои. Подробнее...
Прибежала запыхавшаяся девушка «из протокола», просила прощения за шефа и сообщала, что он не успевает с другого обсуждения. Дмитриев поставил автограф на документах позже, в рабочем порядке. Сергея Дарькина в первый день также ждали полтора часа — подписание его ПАО «ТИГР» с администрацией ЕАО постоянно откладывалась из-за секции рыболовства, которую хотел послушать экс-губернатор Приморья.
А например, Германа Грефа ждали дважды за день: в первый раз всего-то около получаса на подписание по сахалинской рыбной бирже (подробнее...) неизвестно сколько. Корреспонденты VL.ru ушли через час. Рассказывают, что глава Сбербанка опоздал на три часа (по версии сотрудников банка, «это наглая ложь, всего-то на два»). Многим журналистам было настолько нечего делать, что они дождались.
Порой VIP-ов можно было запросто встретить в коридорах форума. Например, около фуршетного стола Bio Food с конфетками ручной работы, мороженным из йогурта, ягодами и кофе наш корреспондент наблюдал, как главы «Роснано» и «Ростатома» Чубайс и Кириенко, ректор ДВФУ Иванец и губернатор Миклушевский завтракают и беседуют. Видимо, о центре ядерной медицины. Подробнее... Парой минут ранее Владимир Владимирович ушел с секции губернаторов Дальнего Востока и приграничных провинций Китая (подробнее...) и пропустил выступление губернатора провинции Хэйлунцзян Лю Хао, в котором он говорил, какие барьеры в Приморье препятствуют сотрудничеству с Китаем.
Китайцы, впрочем, тоже хороши: во время секции «Страновой диалог Россия—Китай» (подробнее...) после речи полпреда в ДФО Юрия Трутнева большая часть делегации из КНР встала и ушла. Все, что хотели, официальные лица услышали и поняли — а все, что начиналось с речи уполномоченного по правам предпринимателей Бориса Титова, было интересно бизнесменам. Они и остались в зале.
«Первое лицо»
Именно так и желательно с благоговейными интонациями принято называть Владимира Путина среди многочисленных пресс-секретарей и чиновников. К приезду «первого лица» готовились обстоятельно. Во-первых, на торжественное открытие форума с участием президента большую часть желающих не пустили. Даже VIP-гостей. Даже журналистов информподдержки. Потому что мест в зале всего-то 800. Во-вторых, на входе всех аккредитованных лиц особенно тщательно досматривали. Подробнее... Особенно фотографов и операторов с большими сумками. В-третьих, места в пресс-центре (250 компьютеров) были заняты чуть ли не с ночи.
«На разогреве» у Владимира Владимировича выступили глава «Росатома» Сергей Кириенко, гендиректор «Соллерса» Вадим Швецов, гендиректор «Русагро» Максим Басов, худрук «Мариинки» Валерий Гергиев, приморский, сахалинский и камчатский губернаторы. Президента встречали и провожали аплодисментами. А то, что он говорил, министр Галушка потом восторженно называл «Владивостокской речью». Подробнее... Хотя вообще-то ничего блестящего в ней не было: просто констатация фактов для того, чтобы богатые заморские гости понимали, что гарантии развития и господдержки Дальнего Востока дает не кто-то, а сам президент.
...Правда, иногда могло показаться, что «первое лицо», за которым все гоняются по всему кампусу, — это Памела Андерсон. Вместе со своим буем. Который таки продали. За три миллиона рублей. Подробнее...
ВИДЕО:
Загружаем комментарии...