Новости Владивосток

Квоты в обмен на инвестиции — в Госсовете обсудили условия модернизации рыбной отрасли на Дальнем Востоке

В понедельник, 19 октября, состоялось заседание президиума Госсовета по вопросам развития рыбохозяйственного комплекса. Основной темой обсуждения стали меры, которые будут способствовать наполнению российского рынка качественной и доступной по цене отечественной рыбной продукцией, в их числе - пересмотр распределения квот и модернизация рефрижераторных контейнеров.

По словам министра сельского хозяйства Александра Ткачева, Приморье логистически и географически подходит по всем параметрам для создания рыбного кластера. Одно из препятствий для этого - недостаточные холодильные мощности, которые снижают возможности развития рыбопереработки. «Те холодильники, которые там сегодня есть, – это просто пародия, это бывшие заготконторы, сосульки по два метра. Нужны мощности под 200 тысяч тонн, глубокая переработка – и мы сами поменяем картину мира, и рыбаки с удовольствием сами придут в наши порты и будут разгружаться, эта рыба будет перерабатываться. И в том числе самостоятельно будем продавать не через Корею в Европу, а через Москву и дальше по проводящей сети. Это всё реально, это всё на наших глазах в течение 10–15 лет произошло – у наших, к сожалению, партнёров-конкурентов», - рассказал Александр Ткачев.

Напомним, что на Восточном экономическом форуме во Владивостоке в сентябре между Владивостокским морским рыбным портом и Фондом развития Дальнего Востока было заключено соглашение о сотрудничестве при реализации проекта по проектированию, строительству и оснащению оборудованием объектов холодильно-складской инфраструктуры на территории порта. Предполагается, что возможности для модернизации портовых мощностей откроются с принятием закона о свободном порте Владивосток.

Обратили внимание чиновники и на состояние рыбного флота. Износ отечественных судов приближается к критическим 90%. На сегодняшний день более 80% рыбопромысловых судов имеют срок эксплуатации свыше 20 лет. «К сожалению, мы видим, что наш флот в целом не соответствует современным требованиям ни по эффективности, ни по безаварийной эксплуатации. Некоторые компании идут по пути модернизации судов, однако необходимо отметить, что средства вкладываются чаще всего в переоборудование судовых фабрик и холодильных установок. При этом инженерная инфраструктура судов не соответствует возрастающим производственным мощностям, из‑за чего увеличилось количество технических аварий на промысле», - отметил губернатор Камчатского края Владимир Илюхин.

Неоднократно подчеркивалась необходимость пополнения флота высокотехнологичными траулерами. Но размещать такие заказы необходимо на российских верфях. Стимулировать инвестиционную активность рыбодобытчиков и переработчиков намерены выделением под их расходы определенной доли квот на вылов.

«Такое решение давно назрело, и подчеркну, что квоты в обмен на инвестиции будут работать не только на развитие смежных отраслей, на наполнение рыбой внутреннего рынка, но и в интересах самих рыбопромышленников», - сказал Владимир Путин.

Еще одна проблема — логистическая. Средняя цена доставки рыбы с Дальнего Востока до Москвы железнодорожным транспортом (это касается и рефсекций, и рефконтейнеров) составляет ориентировочно 8,5 рублей на один килограмм. При этом сами рефсоставы изношены и их мощности недостаточны. По мнению рыбодобытчиков, один из вариантов решения проблемы — субсидирование железнодорожных перевозок и модернизация рефрижераторных контейнеров. В работу уже включились «Уралвагонзавод», «Алтайвагонзавод» и «КамАЗ».

Для решения проблем, назревших в рыбной отрасли страны, рабочей группой были подготовлены предложения. Так, чиновники предлагают пересмотреть механизм распределения рыбных квот, отменить сельскохозяйственный налог для рыболовецких компаний и стимулировать экспорт сырья с высокой добавочной стоимостью.

Как отметил Олег Кожемяко, долгосрочные квоты обеспечили инвестиционную привлекательность отрасли и необходимую подпитку банковскими кредитами. Поэтому чиновники предлагают увеличить срок закрепления долей квот на вылов морских биоресурсов до 15 лет. При этом 20% квот добычи биоресурсов планируют выделить на инвестиционные цели — для закупки новых судов и строительства объектов переработки рыбопродукции.

Для увеличения доли поставок на экспорт продукции с высокой добавленной стоимостью необходимо применять дифференцированный подход к ставкам сбора за водные биоресурсы, уменьшая ставку для тех, кто поставляет продукцию высокой переработки, и одновременно повышая для тех, кто продаёт сырье, считают в Госсовете.

Также чиновники предлагают отменить единый сельскохозяйственный налог для рыболовецких компаний, оставив его только для малого бизнеса и для градообразующих предприятий. Это позволит уйти от посредников с серыми схемами, а рыбопромышленникам заключать прямые договоры с торговыми сетями. По оценкам экспертов, это позволит снизить стоимость продукции для покупателей на 35—50%.

Одним из механизмов, которые позволят сократить участие посредников в цепочке производитель—потребитель, станет создание Рыбной биржи на Сахалине. Напомним, соответствующее соглашение было подписано между правительством Сахалинской области и Сбербанком на Восточном экономическом форуме во Владивостоке в сентябре.

Загружаем комментарии...

Полная версия сайта