Новости Владивосток

Вице-губернатор Сергей Нехаев: «Первые ощутимые результаты от ТОРов в Приморье будут видны в 2017 году» (ИНТЕРВЬЮ)

Свободный порт, ТОРы и туристический кластер должны преобразить экономическую жизнь Приморского края — создать новые рабочие места, обеспечить конкурентоспособность местных производителей и способствовать появлению новых предприятий. VL.ru публикует вторую часть беседы с вице-губернатором, в которой Сергей Нехаев рассказал, какие конкурентные преимущества дают новые проекты и когда Владивосток превратится в туристический хаб.

- Сейчас много говорится о создании особых условий для ведения бизнеса в Приморье: ТОРы, свободный порт, региональные инвестиционные программы, особая экономическая зона. Как в итоге должен измениться бизнес-климат в крае? Развитие каких отраслей сегодня является приоритетным?

- Первые созданные предприятия на территориях опережающего развития начнут функционировать в 2017 году. Надо сказать, что все ТОРы будут принципиально отличаться друг от друга. И не только своей специализацией. По моему мнению, ТОР «Михайловский» будет самым быстрым – там уже есть первые работающие резиденты. Статус резидента территории опережающего развития дает им возможности для развития своего бизнеса. Продукцию ТОР «Михайловский» мы сможем увидеть уже в конце этого года.

В ТОР «Надеждинская» - другая специфика. Строительство инфраструктуры и производственных мощностей у инвесторов займет весь 2016 год. Так что якорные резиденты своей профильной деятельностью начнут заниматься в 2017 году. Важный момент, который стоит обозначить: для резидентов установлено минимальное требование для объема инвестиций в 500 тысяч рублей. Это открывает в ТОРы широкую дорогу для малого и среднего бизнеса.

По расчетам специалистов, к 2025 году при успешной реализации проекта ТОР «Надеждинская» мы получим 127 млрд рублей в виде вклада в ВРП, на территории ТОРа будет создано 6 – 6,7 тыс. новых рабочих мест, более 43 млрд рублей совокупных налогов поступят в бюджеты всех уровней. 

Вся логика законов о ТОРах, свободном порте Владивосток направлена на привлечение в край новых и российских, и иностранных инвесторов, готовых создавать высокотехнологичные производства, предприятия, реализующие современные технологии в сельском хозяйстве, лесной промышленности. Мощный стимул для развития получает транспортно-логистическая сфера. Значительно повышается роль туристического направления работы. Ждем, что к нам придут размещать свои предприятия азиатские и европейские производители с локализацией производства своей продукции.

- В Хабаровске Минвостоком подписаны первые соглашения о создании ТОРов на Дальнем Востоке. А как обстоят дела в Приморье?

- Мы ведем работу по доработке соглашения, представленного Минвостоком по ТОР «Надеждинская». Был высказан ряд замечаний к подготовленному проекту, идет доработка самого текста соглашения между Минвостокразвития, администрацией Приморского края, муниципальным образованием. Здесь спешить не надо – нужно все тщательно проработать.

Параллельно ведем другую работу. Регионом уже разработана проектно-сметная документация на строительство дорожной инфраструктуры и сетей водоподведения и водоотведения. Они проходят государственную экспертизу. Вносятся изменения в государственные программы и краевой бюджет для обеспечения финансирования строительства тех объектов ТОРа, ответственность за которые взял на себя регион. Так что работа ведется по многим направлениям. Уверен, все получится.

- В прошлом году губернатор впервые объехал весь край. Результатом «Большого проезда» стали 102 поручения. Насколько справедлива информация, что исполнено из них всего 12 и где можно узнать о результатах в открытом доступе? Правда ли, что в этом году «проезд» отменили именно из-за неисполнения прошлогодних поручений?

- Вы оцениваете мероприятия с точки зрения сделано – не сделано. Но не берете во внимание то, что находится в процессе выполнения. Это не совсем корректно. Все поручения внесены в профильные государственные программы. Процесс очень регламентирован. Все разнесено по этапам – нет, например, смысла строить дорогу к школе, пока школу не построили. Так что сперва школа, потом дорога. Повторюсь, все мероприятия учтены в краевых госпрограммах и отражены в бюджете региона. Сроки исполнения поручений: 2015 - 2018 годы.

Никакой отмены «проезда», тем более по озвученной вами причине, не было. Губернатор активно посещает территории края, в том числе и напрямую контролируя данные в ходе так называемого «Большого проезда» поручения. В этом году с рабочими визитами он был в Уссурийске, Артеме, Надеждинском, Шкотовском, Михайловском районах. В конце этой недели он планирует поехать в Кавалеровский и Ольгинский районы. График поездок в муниципалитеты составлен до конца года.

- Как вы оцениваете взаимоотношения с мэрией Владивостока? Известно, что они исторически далеки от конструктивных. У Миклушевского с Пушкаревым были серьезные разногласия, но перед губернаторскими выборами они показательно помирились. Амбициозные начальники поделили сферы влияния или муниципалитет поставили на место?

- Ни противоречий, ни конфликта не было и нет. То, что пытались создать в СМИ и в экспертной среде – это все политические игры третьих, четвертых сил и иных околополитических группировок. К реальной жизни это не имеет никакого отношения. Со своей стороны могу сказать, что работа складывается хорошо, конструктивно, все делается для общего результата.

Например, ведем совместную работу по развитию туризма. Владивосток - ближайший к Азии европейский город. И сегодня мы делаем первый шаг вместе с администрацией города по формированию так называемого восточного туристского хаба. Ведем совместную работу по продвижению туристического потенциала приморской столицы.

Сейчас мы помогаем московской съемочной группе снимать художественное кино во Владивостоке, где играют звезды российского экрана. Зачем это делаем? Для меня важно, чтобы люди всей страны на большом киноэкране увидели тот современный и красивый город, который я знаю. Мы попросили городскую администрацию помочь со съемками фильма – они откликнулись очень быстро. Так что в работе отношения складываются более чем конструктивно.

- Развивая тему туристического кластера: есть проекты, которые были отобраны для участия в федеральной целевой программе. В том числе и туристско-рекреационный кластер «Пидан». Но по нашей информации, инвесторы давно готовы вкладывать средства. Все, что их удерживает – нерешенный земельный вопрос. Земля находится в лесном фонде. Получить ее весьма проблематично. Как будет решаться этот вопрос? Подключается ли к решению краевая администрация?

- С точки зрения развития туризма в Приморье 2015 год – решающий. К нам впервые за 19 лет для участия в Тихоокеанском туристском форуме и выставке PITE приехал глава Ростуризма. Мы показали Олегу Петровичу (Сафонову, руководителю Ростуризма - прим. VL.ru) туристский потенциал города, рассказали о регионе, вместе посмотрели ряд наших событийных мероприятий. Доказали, что Владивостоку и Приморскому краю есть что показать даже самому искушенному туристу. И это во многом определило успешное включение наших проектов туристско-рекреационных кластеров в ФЦП Ростуризма. Нам удалось защитить три наших проекта: «Изумрудная долина», СТК «Приморское кольцо» и проект туристского кластера «Пидан».

Скажу вам честно: нам предстоит непростой процесс – не за один год будет все строиться. В 2017 – 2018 годах мы будем получать софинансирование из федерального бюджета на строительство объектов дорожной и инженерной инфраструктуры. В краевой бюджет будет заложено финансирование на разработку проектно-сметной документации. Будем заниматься решением текущих вопросов, в том числе и с выделением земли. Возможно, потребуется привлечение соинвесторов для финансирования проектов. Так что однозначно будем помогать с теми вопросами, которые возникают у инвесторов и нынешних, и будущих так же, как делаем это в интегрированной развлекательной курортной зоне «Приморье». Естественно в рамках тех возможностей, которые определены российским законодательством.

Бизнесу в туристической сфере просто необходимо помогать. Сейчас вот по поручению губернатора инициируем изменение в  федеральное законодательство, чтобы владельцы маломерных морских судов, катеров и яхт, могли легально осуществлять перевозки туристов. У нас очень большой флот маломерных судов, но сегодня в России он не имеет права перевозить туристов за плату. Устроено так, что владельцу маломерного судна просто невозможно получить пассажирскую лицензию. Для Владивостока - это как сапожник без сапог. Нам сам бог велел развивать такой вид туризма.

Сегодня мы очень четко понимаем, что наш турист  – это не тот, кто только один раз приехал, а тот, кто возвращается к нам в Приморье раз за разом. Так что нужно параллельно работать над законодательством и создавать конкурентную инфраструктуру.

- С инвесторами, которые будут готовы вкладывать средства в Приморье, будут заключаться инвестиционные соглашения. По условиям в них предусмотрены санкции за нарушение сроков строительства… Не сложится ли ситуация, в которой чиновники будут создавать такие условия, что основная цель будет – загнать инвестора под неустойку? Например, как это было в Сочи: день просрочки – 2 млн.

- Это правильно. А что делать, если государство вкладывает миллиардные средства в строительство инфраструктуры, а инвестор не начинает строиться и, соответственно, работать? Государству тоже необходимо себя страховать, защищать свои инвестиции и получить от этого экономический эффект в виде роста ВРП, новых рабочих мест, налоговых поступлений. Очень важен вопрос партнерства. Вопрос санкций – это вопрос взаимной ответственности. В ТОРах мы тоже будем смотреть на обязательства инвестора перед государством, поскольку направляем большие финансовые ресурсы для строительства дорожной инфраструктуры, строительства водовода, систем водоотведения, газовых сетей.

Я надеюсь, что подобных ситуаций у нас не будет. В противном случае это будет проигрыш и государства, и бизнеса. Мы отбирали наиболее проработанные проекты и для участия в ФЦП Ростуризма, и для ТОРов Минвостока.

- Каким вы видите будущее Приморья к 2030 году?

- Сейчас формируются уникальные режимы для инвесторов: ТОРы, свободный порт, ОЭЗ, региональные инвестиционные проекты. Все это дает краю уникальный шанс. Сложно говорить про будущее... Главная идеологема сегодняшних инициатив - усиление уже имеющихся конкурентных преимуществ нашего края в экономическом пространстве как России, так и всего Азиатско-Тихоокеанского региона.

В рамках закона о свободном порте международные транспортные коридоры «Приморье 1» и «Приморье 2» приобретают значение макрорегионального и даже мирового масштаба. Многие азиатские и европейские производители с помощью наших логистических возможностей, налоговых и иных преференций откроют для себя новые рынки сбыта. Мы станем международной площадкой, которая не только будет перенаправлять грузовые товарные потоки, но и куда инвестор придет развивать свое производство.

- Вновь возвращаемся к туризму: возьмем пример Пограничного погранперехода – китайскому туристу требуется несколько часов, чтобы ее пересечь. И попадают они на территорию, где нет никакой подготовленной инфраструктуры. Как удержать туристов, если мы производим такое негативное первое впечатление?

- Вопрос не в бровь, а в глаз. Мы инициировали, чтобы об этом пошла речь на президиуме Госсовета в Крыму, который посвящен развитию туризма в Российской Федерации. Уровень развития инфраструктуры всех пограничных переходов должен быть в приоритете. Мы ведем работу с Росграницей, подключили к решению данного вопроса министерство по развитию Дальнего Востока, Ростуризм. Вы правы, в первую очередь необходимо иметь комфортные пункты пропуска через границу. И здесь нам упрощенный или даже безвизовый режим не поможет, если не будут сформированы комфортные условия для иностранного гражданина на российской границе.

По межправсоглашению с КНР у нас работают автобусный и железнодорожные пункты пропуска. Сегодня туристу, и российскому, и китайскому, невозможно проехать через границу на личном автомобиле. Но в этом есть большая потребность с обеих сторон. Базовые возможности потенциального транспортного автомобильного потока  с китайских провинций Цзилинь и Хэйлундхзян достигают 300 тысяч личных автомобилей в год. Это уже требует развития сети придорожных кафе, строительства новых АЗС, появления сопутствующей туристской инфраструктуры, придорожных отелей. Это все новые предприятия малого и среднего бизнеса.

Есть масштабный проект - строительство морской причальной стенки для крупных круизных лайнеров на острове Русский. Сегодня глубины в пассажирском морском порту не позволяют принимать все крупные суда. Необходимо проводить дноуглубительные работы, что весьма затратно. Поэтому мы работаем над новым проектом - строительством причальной стенки в бухте Парис (между Приморским океанариумом и кампусом ДВФУ). Это позволит сформировать во Владивостоке международный морской туристский хаб. В перспективе мы стремимся к тому, чтобы Владивосток стал отправной или конечной транспортной точкой для азиатских морских круизных маршрутов.

Для справки: годовой пассажирооборот круизных экскурсий в Азии составляет более 2 млн человек в год. На этот сегмент туризма мы нацелились. Мы хотим, чтобы турист мог в Приморье провести несколько дней, а потом кто-то сможет уехать в аэропорт Кневичи и оттуда в путешествие по России, кто-то отправится в интегрированную развлекательную курортную зону «Приморье», кто-то проведет время в городе, кто-то останется в ТОР «Остров Русский» с туристско-рекреационной направленностью.

- И все же, планируется ли развитие инфраструктуры на уже работающих переходах?

- Да. Кроме того, в рамках свободного порта Владивосток приграничные территории получают дополнительные преференции для развития не только приграничного туризма, но и новых производств, создании логистических и торговых центров. В сложившейся макроэкономической ситуации вести бизнес на территории России выгодно, тем более со льготами свободного порта, упрощением таможенного и визового законодательства. Сегодняшняя экономическая конъюнктура этому способствует.

- В июне Агентство стратегических инициатив выпустило рейтинг инвестиционной привлекательности регионов России. Приморье находится в этот раз на 48 месте. Как вы оцениваете этот результат? Отражает ли он, на ваш взгляд, реальное положение дел?

- Для нас это хороший результат - мы занимали одно из последних мест. Так что можно говорить о том, что произошло кардинальное улучшение. Был проведен анализ, мы учли прошлый результат, провели работу над ошибками. Так что 48 место и динамика изменений показывает, что прогресс есть и администрация края работает в правильном направлении.

Загружаем комментарии...

Полная версия сайта