Новости Владивосток

Километры дорог и тысяча рабочих мест: угольный терминал в Фокино готовится к началу строительства

Угольный терминал грузооборотом 20 млн тонн в год появится на территории ЗАТО Фокино в бухте Беззащитная. По оценкам руководства ООО «Порт «Вера» предприятие создаст тысячу рабочих мест. Кроме того, проект предусматривает реконструкцию автомобильной и железной дороги. Начать строительство объекта планируют уже в середине 2016 года.

В июне этого года проект угольного терминала «Порт «Вера» был внесен в схему территориального планирования Приморского края и вышел на завершающую стадию документального оформления. Для Фокино и Шкотовского муниципального района этот проект станет одним из самых масштабных по объему привлекаемых инвестиций. Руководство будущего порта уверено, созданные рабочие места оживят экономику близлежащих городов и позволят решить проблему перевалки угля на неспециализированных мощностях в портах Владивостока и Находки.

Руководство ООО "Порт "Вера" в беседе с корреспондентом VL.ru рассказало о планах по созданию нового угольного терминала, экологической безопасности, потребности в кадрах и о условиях для инвесторов в Приморье. 

Про проект

Основным инвестором проекта стал «РТ – Глобальные ресурсы» - дочернее предприятие госкорпорации «Ростех». Также заинтересованность проектом проявили иностранные компании, в частности китайская Shenhua Group и корейская KOWEPO: Korea Western Power.

Генеральным проектировщиком выступил ЗАО «Росинжиниринг». Под размещение терминала на территории ЗАТО Фокино выделен земельный участок площадью 184 га. Акватория терминала расположена в районе мыса Открытого и бухты Беззащитной. Глубины в районе строительства позволяют принимать суда практически любого водоизмещения, но для целей проекта максимальный дедвейт принят 150 000 тонн. Также в составе будущего терминала предусмотрены склад временного хранения угля и железорудного концентрата.

«Порт Вера станет одним из первых перегрузочных терминалов в России, не завязанных на деятельности какой-то конкретной угольной компании, - поясняет корреспонденту VL.ru генеральный директор ООО «Порт «Вера» Евгений Диев. – Компания намерена строить работу с малыми и средними угледобывающими предприятиями страны, чтобы обеспечить им доступ на рынки Юго-Восточной Азии».

Но есть у компании и далеко идущие планы. Еще в 2014 году ООО «РТ - Глобальные ресурсы» подписала с китайской Shenhua документ о совместном освоении Огоджинского угольного месторождения в Амурской области с примерным объемом инвестиций $5 млрд. После того как карьер будет введен в эксплуатацию, уголь будет следовать в бухту Беззащитная а оттуда в Китай.

«Тем не менее, ввод в эксплуатацию месторождения не означает, что будущий терминал прекратит оказывать услуги по перевалке сторонним компаниям. Места хватит для всех, - поясняет первый заместитель генерального директора ООО «Порт «Вера» Игорь Пастухов. – У компании уже сегодня на руках есть подписанные предварительные соглашения с производителями и поставщиками угля. Так что грузовая база для перегрузки проработана. Соглашения подписаны с компаниями, добывающими от 3 до 10 млн тонн угля в год. Именно им сегодня не хватает своей грузовой базы – приходится пользоваться универсальными терминалами в морских портах Владивостока и Находки».

Появление специализированного порта «для всех желающих» по мнению руководства порта Вера поможет решить экологические проблемы, связанные с перевалкой угля в городах Приморья. Закрытая от всех ветров складская площадка, находящаяся на значительном удалении от населенных пунктов, современные системы пылеподавления на всех этапах перевалки угля сделают новый терминал конкурентоспособным и экологически безопасным.

Про экологию

«Основная проблема, с которой приходится сталкиваться на общественных слушаниях – экологическая безопасность, - рассказывает Игорь Пастухов. - К сожалению, у населения сформировано предубеждение. Оно основано на примере портов Находки, которые изначально проектировались и строились не для перевалки угля, но сегодня занимаются именно этим, используя несовершенные технологии.

На территории Приморского края на сегодня существует один специализированный терминал для перевалки угля – ОАО "Восточный порт". Он был построен более 40 лет назад и, возможно, не отвечает современным требованиям экологии. Однако по нашей информации руководство наметило реконструкцию существующих перевалочных мощностей. Это позволит доказать всем, что бояться угольных терминалов глупо.

Возьмите, к примеру, Амстердам, Ротердам и Антверпен – все порты находятся непосредственно вблизи городов с многотысячным населением. Но предусмотрены специальные системы, которые эффективно решают проблемы пылеобразования».

Еще один важный экологический аспект в работе порта – прием льяльных и балластных вод. Эту проблему планируется решить приобретением специализированного судна – сборщика твердых и жидких отходов. К тому же проектом предусмотрено строительство собственных очистных сооружений. По словам Евгения Диева, загруженность порта рассчитана в среднем на 200 судов дедвейтом от 40 до 150 тыс. тонн. А применяемые технологии рассчитаны на краткосрочную стоянку «пришел – загрузился – ушел», что позволит оперативно принять и утилизировать льяльные воды и твердые отходы.

Рабочие места

Разработка проекта "Порт "Вера" началась еще в 2013 году. За это время были проведены общественные слушания в Шкотово, Фокино, Большом Камне, Романовке и Подъяпольском. Соответствующие изменения внесены в территориальное планирование Приморского края, а также в генплан Фокино. Завершена разработка проектной документации по инженерно-техническому обеспечению площадки строительства угольного морского терминала.

Приступить к строительству терминала закрытого типа ООО «Порт «Вера» планирует уже в следующем году. К 2019 году планируется запустить первую линию, к 2020 – вторую. Выйти на проектные мощности в 20 млн тонн в год намечено к 2024 году.

«Развитие рыбного кластера – пока мифический прожект. Необходимо сформировать представление о том, что без развития промышленности, логистики, ничего в край не придет, - говорит Игорь Пастухов. – Тысяча рабочих мест в перспективе даст толчок для экономики всего Шкотовского района, поднимет уровень жизни, ожидаем мы и развития сопутствующих производств».

Уже на стадии строительства будет создано около 2000 рабочих мест. Кто станет подрядчиком – пока неизвестно. Сейчас, говорят в компании, главное закончить оформление всех документов.

Кроме строительства терминала проектом предусмотрена реконструкция участка автомобильной дороги от ЗАТО Фокино до поселка Подъяпольское и железнодорожной ветки Смоляниново – Дунай протяженность 29 км, в том числе около 9 км составит электрифицированный участок. Запланированы реконструкция одной существующей и строительство трех новых железнодорожных станций, что создаст новые рабочие места. Это становится особенно актуальным в условиях сокращения сотрудников ДВЖД. Только на железной дороге, по словам руководства порта Вера, будет задействовано около 140 сотрудников.

Всего же будущий угольный терминал создаст для ЗАТО Фокино 950 рабочих мест. По словам гендиректора Евгения Диева найти сотрудников планируют среди местного населения – для работников предусмотрена система обучения, да и потребность в рабочих местах в небольших окрестных городах стоит остро. К тому же рассматривается возможность обучения и подготовки кадров совместно с ДВФУ.

Про инвестиции

Для привлечения инвесторов в Приморье создано сразу несколько специальных мер поддержки – ТОРы и свободный порт. Но, так как будущий терминал располагается на территории «закрытого» города, то эти льготы на ООО «Порт «Вера» не распространятся.

«Преимущества свободного порта, конечно, заманчивы, но нам, исходя из специфики работы, особо не нужны, - поясняет Евгений Диев. – Мы не занимаемся внешнеэкономической деятельностью, а выполняем роль звена в цепочке "поставщик – перевалка – контрагент". Кроме того, для инвесторов, вкладывающих свыше 500 млн рублей, администрация края предусматривает налоговые льготы, схожие с условиями особых территорий».

Так на пять лет отменяется уплата регионального налога на прибыль и на такой же период на имущество. Это позволяет оптимизировать затраты на строительство и запуск производства. Зато по окончанию действия льгот, по предварительным расчетам, новый терминал в Фокино принесет почти 1 млрд рублей налогов, в том числе в краевой бюджет будет поступать до 800 млн рублей в год.

Руководство ООО «Порт «Вера» готовится представить проект угольного терминала для инвесторов на Восточном экономическом форуме, который состоится в сентябре во Владивостоке.

Примерный проект морского перегрузочного терминала "Порт Вера" — newsvl.ru Генеральный план развития ЗАТО Фокино — newsvl.ru В рамках проекта запланирована реконструкция участков автомобильной железной дороги — newsvl.ru Путепровод в районе станции Стрелковая - источник "Росинжиниринг" — newsvl.ru
Примерный проект морского перегрузочного терминала "Порт Вера" — newsvl.ru Генеральный план развития ЗАТО Фокино — newsvl.ru В рамках проекта запланирована реконструкция участков автомобильной железной дороги — newsvl.ru Путепровод в районе станции Стрелковая - источник "Росинжиниринг" — newsvl.ru

Загружаем комментарии...

Полная версия сайта